Эмоции и Клеши (аффекты) в йоге по «Йога-сутрам» Патанджали
Рациональность присущая йоге иногда заставляет пренебрегать эмоциональным содержимым работы Патанджали в его Йога-сутрах. Да и сам формат сутр не дает быть многословным в таких распространенных аффектах, как зависть, скорбь, вина, надежда, смиренность, ревность, любовь, гордость, раскаяние, возмущение, стыд и т.д.
Однако Патанджали не совсем игнорирует нашу эмоциональную жизнь, в чем можно убедится из нижеприведенного списка аффектов, упоминающийся в Йога-сутрах:
Позитивные аффекты
- Ананда, или «счастье», «блаженство» (1.17);
- Каруна, или «сострадание» (1.33);
- Мудита, или «радость» (1.33);
- Сукха, или «удовольствие», «наслаждение» (1.33, 2.5, 2.7, 2.46);
- Упекша, или «невозмутимость» (1.33);
- Вишока, или «отсутствие печали» (1.36);
- Хлада, или «восторг» (2.14);
- Апариграха, или «отсутствие алчности», «нестяжательство» (2.30, 2.39);
- Сантоша, или «удовлетворенность», «позитивность» (2.32, 2.42);
- Сауманасья, или «радостность» (2.41).
Негативные аффекты
- Дукха, или «боль», «страдание», «неудовольствие» (1.30, 1.33, 2.5, 2.8, 2.16, 2.34);
- Аласья, или «праздность» (1.30);
- Стьяна, или «томность» (1.30);
- Даурманасья, или «подавленность», «угнетенность» (1.31);
- Паритапа, или «горе» (2.14);
- Тапа, или «мучение», «расстройство» (2.15);
- Кродха, или «гнев» (2.34);
- Лобха, или «алчность» (2.34);
- Вайра, или «неприязнь», «враждебность» (2.35).
Показанное полярное разделение аффектов соответствует двойственной природе человеческой личности. Эмоциональной стороне уделено внимание в части сутр 2.1-2.27. Здесь описывается пять клеш, причин страдания, которые приблизительно соответствуют психологическим побуждениям. Главная причина страдания – духовное неведение (авидья), которое связано с чувством «я есть» (атмата), то есть нашим ложным отождествлением с телом, умом и социальной самоидентификацией (ролью или статусом). Это порождает привязанность (рага) или отвращение (двеша). Последняя причина страдания – воля к жизни (абхинивеша) или цепляние за жизнь, которая свойственна даже мудрецам. Это можно объяснить ка врожденное стремление к самосохранению.
Далее следует разъяснить терминологию. Аффекты включают темперамент, настроения, отношение, чувства и эмоции. Темперамент – основная аффективная предрасположенность (уравновешенный, молчаливый, раздражительный и т.д.). Отношение – относительно устойчивые склонности, посредством которых мы реагируем более или менее предсказуемым образом на стимулы из окружающей среды. Эмоции – интенсивные аффекты, а чувства несут уже намного меньший заряд.
В таблице приведен ряд аффектов по степени интенсивности: слева наименее интенсивные, справа – наиболее интенсивные.
Облегчение | Удовольствие | Восторг Счастье | Радость | Блаженство |
Беспокойство | Опасение | Страх | Паника | Ужас |
Грусть | Угрюмость | Угнетенность | Скорбь | Горе |
Расположение | Влюбленность | Восхищение | Страсть | Любовь |
Неприязнь | Отвращение | Презрение | Ненависть | Омерзение |
Досада | Раздражение | Гнев | Ярость | Бешенство |
Участие | Забота | Сострадание | Сопереживание | Симпатия |
Тяга | Стремление | Хотение | Жажда | Алчность |
Желание | Вожделение | Похоть | Сладострастие | Распутство |
Неожиданность | Удивление | Изумление | Восхищение | Благоговение |
Расположение некоторых их аффектов можно уточнять, ведь мы по-разному используем понятие и разные культуры могут придавать тому или иному аффекту разные значения. Так же в нашем поведении встречается множество других эмоциональных состояний, не упомянутых данной таблице.
В сутре 2.16 Патанджали пишет, что будущее страдание должно быть преодолено. Так как нам сложно иногда остановить нынешние переживания страдания (дукхи), являющееся плодами наших прошлых действий в этой или прежних жизнях, то мы всегда можем заложить фундамент для лучших условий в будущем.
Так же стоит упомянуть что Йога-сутры задумывались как руководство для йогов-аскетов, поэтому весь фокус описания на высших процессах йоги. Было рассчитано что ступающий на путь йоги будет эмоционально устойчивым и готовым к практике контроля чувств, концентрации, медитации и экстаза (самадхи). Поэтому Патанджали не описывал психопатологию обычных людей и упоминал негативные аффекты лишь вскользь, потому что они могут становится преградами на духовном пути.
Патанджали рассматривает аффекты как результаты базовых категорий привязанности (рага, 1.37, 2.3, 2.7) и отвращение (двеша, 2.3, 2.8) соответственно, как «то, что основывается на удовольствии» и «то, что основывается на боли и страдании». С его точки зрения ни рага, ни двеша не заслуживают того, чтобы их культивировать. Вместо этого йогин стремится к состоянию, в котором ментальная активность находится под контролем. Для того чтобы процесс развития в йоге приносил плоды контроль должен происходить на трех уровнях:
- Вритти-ниродха, или «контроль над колебаниями» с помощью культивирования медитации.
- Пратьяя-ниродха, или «контроль над (высшими) идеями» в состояниях экстаза (асампраджнята-самадхи). Концепция пратьяя также охватывает эмоции.
- Самскара-ниродха, или «контроль над подсознательными активаторами» с помощью достижения бессемянного экстаза (нирбиджа-самадхи).
Эти уровни контроля показывают на постепенное разобусловливание ума посредством все более высоких уровней ментального контроля к точке действительного просветления (кайвальи). Для Патанджали это состояние, очевидно, совпало с восстановлением нашей трансцендентальной Идентичности (самости, или пуруша) – того аспекта нашего бытия, который свободен от всякой обусловленности, потому что он лишен даже самого ума.
В сутре 1.2 Патанджали определяет йогу как читта-вритти-ниродха контроль волнений ума. Эти волнения: правильное восприятие (пранама), неправильное восприятие (вапарьяя), воображение (викальпа), сон (нидра) и память (смрити). Эмоции не включены в категорию вритти (волнений).
Когда Патанджали пишет о мотивирующих силах, он ссылается лишь на пять клеш, или причин несчастья. Привязанность (притяжение) и отвращение – в современных понятиях «симпатия» и «антипатия». Этот дуализм является упрощенной моделью аффективного (мотивационного) поведения. Так же некоторые психологи говорят о трех основных паттернах реакции: «движение к» (любовь), «движение против» (ненависть) и «движение от» (удаление). Обычно мы не находимся в нейтральном положении. Нейтральность наступает лишь при наличии йогического процесса самотрансцендентности, то ведет к глубокому и устойчивому настроению невозмутимости (упекша), или спокойного безразличия.
Пока мы не дстигнем состояния уравновешенности, нам стоит быть готовым к появлению различных по своей силе эмоций. Патанджали настаивал на том что духовные практики должны начинаться с гармонизации своих социальных взаимодействий с помощью пяти нравственных дисциплин (яма), о которых буде описано в следующих статьях. Их следует практиковать в людых обстоятельствах без исключений, что по началу очень сложно сделать. По сути это полная перестройка наших мотиваций. Из-а большой популярности асан (поз) хатха-йоги многие практики обходят стороной нравственные дисциплины, а следовательно и сам духовный процесс, потому что пять ям – не просто нравственные правила, а основопологающий базис духовной жизни.
В сутре 2.33 описывается что при угрозе практике нежелательных ментальных состояний (витарка), основывающихся на негативных аффектах, мы должны развивать их противоположность (позитивные качества) – практика пратипакша-бхавана. По сути перенаправление всех наших мотиваций в позитивное русло, то о чем пишет позитивная психология.
При возникновении сильной эмоциональной реакции йога дает понять, что мы не должны «дать её прорвать» Неконтролируемое выражение интенсивных эмоций – особенно гнева является разрушительным, вредным, влияющим на наше физическое и психологическое здоровье. При этом эмоции не нужно и подавлять, поскольку это не продуктивно и вредно. Регулярная практика уже должна привнести в нашу жизнь ментальное равновесие. После достижения эмоциональной устойчивости, определенного уровня осознанности и внутренней отрешенности техника практипакша-бхаваны, или культивирования противоположностей, будет получаться хорошо.
Эмоции – неотъемлемая часть человеческого существования. На пути духовного развития не стоит исключать эмоциональность, а стоит шаг за шагом преодолевать ложное отождествление с это-личностью и совершенствовать свою эмоциональную жизнь. Таким образом эмоции также внесут эффективный вклад в достижение гармонии в обществе и мира на земле.
Ом.
Метки: йога, санскрит, эмоции, психология