Сутра 27. Этапы просветления
- 1. Бейли
- 2. Вивекананда (новый перевод)
- 3. Вивекананда (старый перевод)
- 4. Ганганадха
- 5. Десикачара (Кришнамачарьи)
- 6. Загуменнов
- 7. Островская и Рудой
- 8. Ригина
- 9. Свенсон
- 10. Фальков
- 11. Свами Сатьянанда Сарасвати
- 12. Айенгар Б. К. С.
-
Достигаемое знание (или просветление) семерично и приобретается постепенно.Бейли
-
Его знание — семеричная вершина.Вивекананда (новый перевод)
-
Знание её принадлежит семикратно высшему основанию.Вивекананда (старый перевод)
-
Для него существует понимание с семью конечными пунктами.Ганганадха
-
Обретение ясности — постепенный процесс.Десикачара (Кришнамачарьи)
Комментарий
Первый шаг состоит в распознании того, что определенные тенденции нашего мышления ответственны за производство болезненных эффектов. Если эти тенденции не будут уменьшены, мы не сможем обрести ясность.
-
Семиступенная предельная мудрость возникает у него.Загуменнов
-
Его мудрость предельного уровня — семи видов.Островская и Рудой
-
Его [зрящего] познание [имеет] 7 стадий.Ригина
-
Его постоянная мудрость (праджня) семерична на заключительной стадии.Свенсон
-
Находящийся в этом состоянии семикратно возвысится.Фальков
-
Существует семь этапов просветления этого пуруши.Свами Сатьянанда Сарасвати
Комментарий
Вивекакхьяти вызывает сознание, имеющее семь этапов, каждый [последующий] из которых выше предыдущего. Прантабхуми означает особую сферу или область. Кажется, что в течение процесса вивекакхьяти пуруша или сознание проходит через различные стадии опыта. Это следующий созерцательный опыт:
1) осознание [реализация] того, от чего нужно избавиться;
2) осознание средств этого удаления;
3) осознание духовной эволюции;
4) осознание осуществления и достижения;
5) осознание цели опыта и освобождения;
6) осознание выполнения работы гун;
7) осознание своей собственной самости.
Через эти семь этапов развивается более высокий вид осознания, который называется вивекакхьяти. -
Непрерывный поток различающей осознанности наделяет совершенным знанием, у которого семь аспектов.Айенгар Б. К. С.
Комментарий
Интеграция зримого (пракрити) и созерцателя (пуруши) должна происходить внутри семи аспектов. Это интеграция тела (шарира самьяма), интеграция чувств (индрийя самьяма), интеграция энергии (прана самьяма), интеграция ума (мано самьяма), интеграция интеллекта (буддхи самьяма), интеграция сознания (читта самьяма) и, наконец, интеграция души (атма самьяма). Каждая из этих сторон человеческого существа должна осознать тождественность самой себе. Становясь мастерами йоги, мы обретаем знание в семи его аспектах.
Согласно Патанджали, существуют семь типов сознательной осознанности. Это нарастающее сознание (вьюттхана читта), обуздывающее сознание (ниродха читта), «проросшее», индивидуализированное сознание (нирмана читта), спокойное сознание (прашанта читта), внимательное сознание (экаграта читта), расколотое сознание (чхид-ра читта) и зрелое, чистое сознание (парипаква, дивья читта). Каждый мыслитель по-своему трактует семь аспектов знания. Приводимое мной разъяснение семи состояний осознанности, на мой взгляд, максимально отражает смысл, заложенный в эти понятия Патанджали (см. III.9-11; IV.27 и 29).
Итак, как я уже сказал, разные толкователи по-разному интерпретируют семь состояний осознанности. Согласно одной из версий, это: то, что должно быть познано, познано (париджнята праджня), то, что должно быть отброшено, отброшено (хейя кшина праджня), то, что должно быть достигнуто, достигнуто (прапья прапти праджня), то, что должно быть сделано, сделано (карья шуддхи праджня), цель, которая должна была быть достигнута, достигнута (чаритадхикара праджня), ни одна из гун не в состоянии окрасить разум в какие-либо тона, и, наконец, тот, кто знает, озарен светом собственной самости и поддерживает его, исполняя свой земной долг (сва-рупа матра джйоти праджня).
В соответствии с другим толкованием, семью аспектами осознанности являются правильное знание (шубхеччха), правильное отражение (вичарана), исчезновение ума (тануманаса), Самореализация (саттва-патти), непривязанность (асамсакта), невосприятие объектов (парар-тхабхавана) и познание состояния, не описуемого словами (брахмавид-вариштха).
Семь состояний осознанности можно также сопоставить с состояниями бодрствования (джаграта), сна со сновидениями (свапна), сна без сновидений (нидра), с состоянием единения с Высшей Душой (турья) и с тремя промежуточными состояниями между ними.
Чтобы облегчить читателю понимание этой сутры, я предлагаю следующую интерпретацию: знание тела (шарира джняна), знание энергии (пра-на джняна), контроль ума (мано джняна), стабильность разума (виджняна джняна), знание, получаемое через опыт (анубхавика джняна), вкушение всех ароматов, которые предлагает нам жизнь (расатмака джяна), знание своего истинного «я» (атма джняна).
Другими словами, посредством йогической практики садхака обретает господство над телом, контролирует свою энергию, усмиряет движения ума и развивает здоровое суждение, благодаря которому совершает правильные действия и обретает свет. Уже из этого света он приходит к полному осознанию самой сердцевины своего внутреннего существа, достигает высшего знания и сдает себя на милость Высшей Души, Параматмана. (См. таблицы 10 и 12.)
Комментарии (0)