Сутра 36. (V) Или внутренним свечением

  • Медитацией на Свете и Излучении может быть достигнуто знание духа и таким образом достигнут мир.
    Бейли
  • Медитация о Сияющем Свете, свободном от всех скорбей.
    Вивекананда (новый перевод)
  • Или [размышлением о] Лучезарном, который недоступен никаким страданиям.
    Вивекананда (старый перевод)
  • Или безболезненный свет.
    Ганганадха
  • Когда мы интересуемся, что есть жизнь и что сохраняет нас живыми, мы успокаеваем отвлекающие нас мысли.
    Десикачара (Кришнамачарьи)

    Комментарий

    Одной из величайших тайн жизни является сама жизнь.
    Рассмотрение вещей более великих, чем мы сами, помогает определить перспективу.

  • Или [созерцанием] лучезарного-и-лишенного-печали.
    Загуменнов
  • Либо беспечальная и лучезарная.
    Островская и Рудой
  • Страданиями не затрагивается сияющий свет (Этот свет — сущность Пуруши и в него превращается Читта, становясь чистой и прозрачной).
    Ригина
  • Либо созерцанием беспечального света (джйоти).
    Свенсон
  • Или через внутренний свет и чистое сознание, лежащие по другую сторону от зла.
    Фальков
  • Или [ум можно контролировать] в состоянии светимости, которое за пределами печали.
    Свами Сатьянанда Сарасвати

    Комментарий

    Ум может быть сделан устойчивым и контролируемым путем проявления внутренней безмятежной светимости (* Точнее было бы сказать «светящаяся внутренняя безмятежность», имея в виду видение некоего света на экране перед закрытыми глазами, в отличие от обычно воспринимаемого темного фона. (Прим. пер.)  ) с помощью концентрации на наде или бхрумадхье ― центре между бровями. Внутренняя светимость очень безмятежна, спокойна, тиха и мирна; она лишена резкости. Ее можно испытать во время выполнения глубокой медитации. Внутренняя светимость бывает двух видов. Иногда она возникает во сне в виде внезапной вспышки света, вызывающей беспокойство. Здесь же Патанджали говорит не об этом. Он имеет в виду внутренний спокойный свет. Путем восприятия этого безмятежного света ум может быть приведен под контроль. Существует много методов, с помощью которых можно видеть этот свет. Один из них ― это концентрация на центре между бровями; другой ― концентрация на наде (звуке).

  • Или созерцание света – ослепительного, лучезарного и не ведающего печали.
    Айенгар Б. К. С.

    Комментарий

    Здесь речь идет о сосредоточении на самой сердцевине человеческого существа – на вместилище ослепительного света, не ведающего печали. Это обитель души. Сосредотачиваясь, ум устремляется к своему источнику. Движения ума в форме мыслей можно уподобить волнам, а читту, обитель сознания, – океану. Садхака должен научиться сохранять читту в бездействии и осознанном безмолвии, не создавая тем самым волны мыслей. Усилие, направленное на успокоение читты, вознаграждает нас ослепительным, не знающим печалей сиянием души (см. I.45).

Другие направления