Сутра 33. (II) Или развитием противоположных добродетелей

  • Покоя читты (или умственной материи) можно добиться через практику сострадания, мягкости, постоянства намерения и беспристрастности к удовольствию или боли или всем формам добра и зла.
    Бейли
  • Дружелюбие, сострадание, радость и безразличие по отношению к счастливым, несчастным, добрым и злым соответственно успокаивает читту.
    Вивекананда (новый перевод)
  • Дружба, милосердие, радость, равнодушие, делание себя предметом размышления в связи с предметами, счастливым или несчастливым, добрым или злым, — смотря по условиям — успокаивает Читту.
    Вивекананда (старый перевод)
  • Миру Ума [предшествовали] поддержка «дружелюбия», «сострадание», «удовлетворённость» и «безразличие», как имеющие отношение соответственно к Счастью, Несчастью, Справедливости и Несправедливости.
    Ганганадха
  • В повседневной жизни мы видим вокруг себя людей более счастливых, чем мы, и людей менее счастливых. Некоторые из них совершают достойные поступки, другие создают проблемы. Каково бы ни было наше обычное отношение к таким людям и их поступкам, если мы сможем порадоваться за более счастливых и посочувствовать менее счастливым, возликовать вместе с создающими вещи, достойные восхищения, и остаться равнодушными к ошибкам других, наш разум станет уравновешенным.
    Десикачара (Кришнамачарьи)
  • [В результате] постоянного проявления доброжелательности, сострадания, сорадости и равностности относительно наслаждающихся, страдающих, добродетельных и порочных — очищение ума.
    Загуменнов
  • Очищение сознания [достигается] культивированием дружелюбия, сострадания, радости и беспристрастности по отношению к счастью, страданию,добродетели и пороку.
    Островская и Рудой
  • Дружелюбие, радость, сочувствие, равнодушие к приятному и неприятному,к доброму и злому — это делает сознание чище и прозрачнее.
    Ригина
  • Воспитывая в себе дружеское отношение к счастливым и сочувствие к несчастным, радость к добродетели и безразличие к пороку, читта (ум) становится чистым.
    Свенсон
  • [Полезно] сосредоточение сознания на дружбе, милосердии, радости, равнодушии, на самом себе, на счастье или несчастье.
    Фальков
  • Ум становится очищенным и спокойным [путём] развития в отношении к счастью, несчастью, добродетели и пороку позиций соответственно друже- ственности, сострадания, радости и нейтральности.
    Свами Сатьянанда Сарасвати

    Комментарий

    Невозможно практиковать концентрацию ума, пока он не очищен, т. е. не стал по своей природе спокойным. Лучший способ для этого показан в этой сутре. Это путь развития позиций дружественности, сострадания, радости и нейтральности по отношению к людям, [испытывающим] счастье, несчастье, а также [проявляющим] добродетель или порок. То же относится и к ситуациям, которые служат причиной счастья и т. д. Если придерживаться этих позиций, а именно [проявлять] дружественность по отношению к счастью, сострадание ― к несчастью, радость ― к добродетели и нейтральность ― к тем, кто полон порока, ум последователя становится свободным от беспокоящего влияния и, как результат, становится спокойным и непоколебимым. Процесс погружения внутрь идет легко. Ум по своей природе наполнен [своеобразными] волнами, подобно пруду, воду которого возмущают падающие в нее предметы: такие как валуны, камни и т. п. Неустойчивому уму трудно стать сконцентрированным.
    Об этом говорится в Катхопанишаде, а также о том, что ум имеет естественную предрасположенность притягиваться в направлении внешнего мира. Для ума неестественно смотреть внутрь. Поэтому, когда вы пытаетесь развернуть ум внутрь, в первую очередь должны быть удалены помехи и загрязнения. Зависть, ненависть, элемент соревнования вызывают в уме множество загрязнений.
    Когда мы видим счастливого и преуспевающего человека, мы исываем к нему зависть. Это вызывает беспокойство в подсознательном уме и препятствует его концентрации. Как результат могут быть страшные видения. Когда мы встречаем страдающего человека, мы получаем удовольствие, как если бы он был врагом. Это также одно из загрязнений ума. Подобным образом мы часто критикуем добродетельных и приветствуем поступки порочных людей. Все это является причиной волнений ума и препятствует спокойствию и медитации. Патанджали показывает путь преодоления этих беспокойств.
    Четыре вида отношений, которые он рекомендует нам развивать, дают начало внутреннему спокойствию путем удаления беспокоящих факторов не только с сознательного уровня, но также с глубочайших слоев подсознания.

  • Воспитание дружелюбия, сострадания, радости, безразличия к удовольствию и боли, к добродетели и пороку делает сознание умиротворенным, наделяет его благосклонностью и благожелательностью.
    Айенгар Б. К. С.

    Комментарий

    Перечисленные в сутре качества приводят ум к спокойствию и удовлетворенности. Эта сутра готовит почву для нашего путешествия к Самореализации. Читта викшепа словно река, в бурном потоке которой стремительно проносятся беспокойные мысли. Читта прасадана же – это благодатное рассеяние. Здесь бурный поток усмиряется, и сознание уподобляется озеру, мягко рассеивающему свои воды.
    Если читту пленила паутина чувств и садхаке не удается воспитать в себе дружелюбие, милосердие, радость и невозмутимость, его сердце начинают терзать печаль и страдание. Эта сутра призывает нас радоваться счастью, сострадать печали, сочувствовать добродетели и оставаться беспристрастным к тем, кто, несмотря на попытки измениться, продолжает жить в пороке. Усмиряя ум таким образом, мы не только обретаем внутренние блага – наша жизнь среди людей становится более счастливой и наполненной. Помимо воспитания в себе этих качеств, для благоденствия общества в целом необходимо следовать предписаниям ямы (см. II.30). Подобное отношение к жизни помогает поддерживать ум в спокойствии и чистоте.

Другие направления