Сутра 39. Плоды (V) апариграхи

  • Когда совершенствуется воздержание от жадности, приходит понимание закона возрождения.
    Бейли
  • Укрепившийся в неприятии даров вспоминает свои прошедшие жизни.
    Вивекананда (новый перевод)
  • Утвердившись в неприятии даров он [йог] получает вспоминание о прошедшей жизни.
    Вивекананда (старый перевод)
  • Когда становится утверждённой Свобода от Скупости (Апариграха), «знание о том, как» и «после чего» о его рождениях [приходит к нему].
    Ганганадха
  • Тот, кто не жадный, пребывает в безопасности. У него есть время глубоко задуматься. Он полностью понимает себя.
    Десикачара (Кришнамачарьи)

    Комментарий

    Чем больше мы имеем, тем больше об этом приходится заботиться. Время и энергия тратятся на приобретение новых вещей и их защиту. И у нас не остается сил на исследование основных вопросов жизни. Где предел того, что нам следует приобретать? С какой целью, для кого и сколько? Смерть приходит раньше, чем мы начинаем рассматривать эти вопросы.

  • При утверждении в апариграхе — осознание, каковы были и будут существования (джанма).
    Загуменнов
  • При твёрдости в неприятии даров [возникает] полное просветление относительно [всех] «почему», связанных с рождением.
    Островская и Рудой
  • Утверждением нежадности узнается процесс рождений [и перевоплощений].
    Ригина
  • Тот, кто утвердился в необладании собственностью, приобретает знание о том, каковы были и будут перерождения.
    Свенсон
  • К отбросившему любопытство приходят знания о прошлой жизни.
    Фальков
  • По достижению устойчивости в невладении возникает знание, как и откуда[приходит] рождение.
    Свами Сатьянанда Сарасвати

    Комментарий

    Апариграха ― одна из наиболее важных добродетелей. Она означает отбрасывание расположенности накапливать предметы, приносящие пользу и удовольствие. Последователю следует иметь только те предметы, которые существенны для жизни. Это сохраняет ум не занятым и, кроме того, ему не приходится беспокоиться, потому что нет ничего, что необходимо защищать. Многие последователи даже обходятся без огня и имеют только один комплект одежды. Они не останавливаются в одном и том же месте [несколько раз]. Их ум настолько свободен и расслаблен, что они всегда и везде готовы выполнять любые обязанности. Это есть апариграха. После успешного освобождения ума от обусловленной последователь может позволить себе некие удобства, такие, как стул, стол и т. п., если это нужно для выполнения определенного вида работы. Самскары владения должны быть полностью стерты, после чего можно начинать новую жизнь.
    Таким образом, апариграха в жизни последователя ― это временный курс садханы. Если эта особая садхана выходит за разумные рамки, это вызывает слабость и манию, но в начале ее важно практиковать, чтобы разрушить старые привычки. Когда они разрушены, можно иметь различные вещи, которые необходимы для общественной работы и служения человечеству. Когда эта садхана прочно установлена, последователю становится известным предыдущее рождение: его вид, время и предназначение. Подобным образом можно знать даже следующее рождение. Точно так же, как наблюдая облако, вы знаете, что будет дождь, будучи твердо установленным в апариграхе, вы узнаете о [своем] предыдущем или следующем рождении.

  • Тот, кто свободен от алчности и не стремится к обладанию, обретает знание своих прошлых и грядущих жизней.
    Айенгар Б. К. С.

    Комментарий

    Живя без стремления к излишнему обладанию и будучи свободным от алчности, человек осознает истинное значение своей жизни, и вся его жизнь разворачивается перед его внутренним взором.

    Лишнее неизменно искушает нас. Стойко оставаясь в стороне от соблазна, мы открываем знание прошлых и будущих жизней, которое появляется подобно отражению в зеркале. Освобождаясь от мирских желаний, садхака превращается в критартхана (счастливого и удовлетворенного человека).
    Апариграха предполагает не только непринятие даров и необладание, но также и свободу от ригидности, жесткости помыслов. Цепляние за свои мысли – это тоже форма собственности. Поэтому необходимо избегать привязанности не только к материальным вещам, но и к мыслям. «Жесткие» мысли оставляют в сознании сильные впечатления, которые превращаются в семена, созревающие в грядущих жизнях. Эти жизненные циклы так и будут продолжаться, пока садхака целиком и полностью не очистит свои мысли, слова и поступки.
    Апариграха представляет собой наиболее тонкий аспект ямы, и постичь ее суть довольно непросто. И все же, для того чтобы обрести чистое знание того, «Что я есть» и того, «Для чего я есть», человеку необходимо предпринимать все новые и новые попытки.
    Это различающее мышление поможет спланировать будущие жизни, пребывая в настоящей. Именно это имеет в виду Патанджали, когда говорит, что перед взором апариграхина разворачиваются его будущие жизни.