Сутра 46. Асана
- 1. Бейли
- 2. Вивекананда (новый перевод)
- 3. Вивекананда (старый перевод)
- 4. Ганганадха
- 5. Десикачара (Кришнамачарьи)
- 6. Загуменнов
- 7. Островская и Рудой
- 8. Ригина
- 9. Свенсон
- 10. Фальков
- 11. Свами Сатьянанда Сарасвати
- 12. Айенгар Б. К. С.
-
Принимаемая поза должна быть устойчивой и лёгкой.Бейли
-
Поза должна быть прочной и приятной.Вивекананда (новый перевод)
-
Положение тела есть то, которое твёрдо и приятно.Вивекананда (старый перевод)
-
Положение (Асана) — это то, что ведёт к твёрдости и лёгкости.Ганганадха
-
Асана должна обладать двойным свойством: смертностью и расслабленностью.Десикачара (Кришнамачарьи)
Комментарий
Сейчас представляются Асана и Пранаяма, - следующие два аспекта йоги (см. сутру 2-29), помогающие понять и правильно использовать наше тело и наше дыхание. С них, в отличие от изменения отношения, легче начинать. Для большинства из нас появляется возможность с их помощью начать уменьшать помехи на выбранном пути. Краткость поданных ниже инструкций объясняется тем, что упражнения изучаются под непосредственным руководством учителя.
Практика асаны предполагает упражнения с телом. Если они выполняются правильно, возникает состояние собранности без напряжения и расслабление без подавленности и тяжести. -
Устойчивая и удобная поза есть асана.Загуменнов
-
Асана есть неподвижная и удобная [поза].Островская и Рудой
-
Асана (поза тела) должна быть устойчива и приятна.Ригина
-
Асана, поза, должна быть устойчивой и удобной.Свенсон
-
Асаны — это позы, сочетающие в себе устойчивость и удобство.Фальков
-
Поза должна быть устойчивой и удобной.Свами Сатьянанда Сарасвати
Комментарий
Слово асана используется для [обозначения] позы для медитации. Асана здесь не обозначает физические упражнения йоги. В основном слово асана берется для обозначения упражнений йоги, но здесь оно обозначает только какую-либо позу, которая предназначена для медитации. Например, свастикасана, сиддхасана, падмасана, стхирасана и сукхасана. Это ― асаны, т. е. [позы], предназначенные для медитации. Тем не менее нет препятствий, чтобы асанами называть и другие позы.
Поскольку это слово буквально означает метод сидения, мы должны понимать его именно так. Другие упражнения, такие, как сиршасана и т.п., были включены ришами в число асан гораздо позже. Нет вреда в том, что раджа йог практикует эти асаны. Это не означает, что они необязательны только потому, что не включены в сутры Патанджали. Поэтому следует также практиковать асаны, которые вызывают в теле состояние уравновешенности, хотя они и не упоминаются Патанджали. -
Асана – это совершенная устойчивость тела, стабильность разума и благожелательность духа.Айенгар Б. К. С.
Комментарий
Сутры II.46–48 посвящены асане и описывают ее воздействие.
Согласно Патанджали, асана становится асаной, когда, исполняя ее, мы сохраняем устойчивость тела, благожелательность разума головы и осознанность и удовлетворенность разума сердца. Именно так мы должны подходить к каждой из асан, так должны исполнять и переживать их. Асана призвана питать нас и зажигать наш внутренний свет.
Многие толкователи считают, что, говоря об асане, Патанджали имеет в виду любую удобную позу. Однако если бы это было так, речь бы шла об асанах удовольствия (бхагасаны), а не о йогасанах. Эта сутра дает определение совершенной, завершенной асаны. С самого начала своего трактата Патанджали неустанно говорит о высочайшем качестве внимания, в котором рождается совершенство. Подобное внимание необходимо использовать и при выполнении асаны, поскольку благодаря ему мы можем почувствовать всю глубину асаны в наиболее отдаленных участках тела. Даже медитационная асана исполняется и совершенствуется посредством тканей, клеток, суставов и мышц, которые должны работать в тесном контакте с умом. В противном случае асаны исчерпывают сами себя и практикующий становится скорее рогином (больным), чем йогином.
Нельзя также сводить асану исключительно к сидячим позам для медитации. Некоторые разделяют асаны на те, что развивают тело, и те, что используются для медитации. Однако тонус тела и настроенность ума необходимы при выполнении любой асаны. Именно это позволяет человеку дольше пребывать в позе, сохраняя физическую устойчивость и ментальное спокойствие. Асаны должны исполняться без какой-либо агрессии в клетках мышц и кожи. Между мышцами и кожей должно создаваться пространство – так кожа получает возможность откликаться на действия мышц, суставов и связок и посылать соответствующую информацию в мозг, ум и разум, которые оценивают уместность и точность выполняемых действий. Таким образом, в асану вплетаются яма и нияма, а действие и отражение гармонизируются. Кроме того, практика различных асан очищает нервную систему, способствует беспрепятственному течению энергии по всему организму и гарантирует равномерное распределение этой энергии во время выполнения различных пранаям.
Обычно ум находится в большей близости к телу, органам действия и восприятия, нежели к душе. По мере совершенствования асаны автоматически становятся медитативными, и разум устремляется к ядру нашего существа.
Каждая асана обладает пятью функциями: волевой, познавательной, ментальной, интеллектуальной и духовной. Волевое действие отражает усилие со стороны органов действия. Познавательное действие – это восприятие результатов волевого действия. Когда две эти функции сливаются, ум включает свою различающую способность, которая подсказывает органам действия и восприятия, как исполнять асану с наименьшим количеством ошибок. Таким образом, ритмичное течение энергии и осознанности обретает равномерность и не встречает препятствий на своем пути. Движение энергии и осознанности по каналам тела становится как центростремительным, так и центробежным. Мы переживаем чистую радость не только умом, но даже клетками. Тело, ум и душа становятся единым. В этом проявляют себя дхарана и дхьяна, осуществляемые в асане.
Раскрывая в сутрах III.1–2 природу дхараны и дхьяны, Патанджали поистине красиво описывает правильное исполнение асаны. Он говорит: «сосредоточение внимания на определенной точке или области как внутри тела, так и вне его суть концентрация (дхарана). Поддерживая интенсивность этой осознанности, мы следуем от однонаправленного внимания к внимательности, не направленной ни на что определенно. Когда внимательная осознанность, устанавливаемая между практиком и его практикой, остается целостной и ничем не нарушается, это дхьяна». В сутре II.48, где Патанджали указывает на то, что при правильном исполнении асаны противоположности не существуют, он недвусмысленно предполагает участие дхараны и дхьяны.
(Подробнее см. I.22, а также книгу «Прояснение йоги».)
Комментарии (0)