Сутра 16. Можно избежать будущую боль

  • Боль, которая ещё не пришла, может быть устранена.
    Бейли
  • Следует избегать страдания, которого ещё нет.
    Вивекананда (новый перевод)
  • Несчастье, ещё не наступившее, должно быть устраняемо.
    Вивекананда (старый перевод)
  • Страдания, которое ещё не пришло, можно избежать [что должно быть осуществлено].
    Ганганадха
  • Нужно предвидеть и избегать болезненных млений, проявление которых предполагается.
    Десикачара (Кришнамачарьи)

    Комментарий

    Все, что помогает нам предвидеть или уменьшить болезненные явления, должно быть выполнено. Патанджали, продолжая представлять причины таких болезненных явлений, побуждает нас развить в себе способность предотвращать, уменьшать их воздействие или принимать их. Говоря кратко, упражнения йоги ставят своей целью уменьшение в нас болезненных эффектов за счет увеличения их ясности. Это означает, что мы должны научиться сдерживать и контролировать помехи, перечисленные в сутре 2-3.

  • Устранению подлежит ещё не возникшее страдание.
    Загуменнов
  • Ещё не наступившее страдание [есть то, что] должно быть устранено.
    Островская и Рудой
  • Страдания, ещё не наступившего, можно избежать.
    Ригина
  • Избегайте того горя, которое ещё не пришло.
    Свенсон
  • Несчастье, которое ещё не произошло, должно быть избегнуто.
    Фальков
  • Страдание, которое ещё не пришло, должно быть предотвращено.
    Свами Сатьянанда Сарасвати

    Комментарий

    Страдание следует избегать, но мы можем предотвратить [только] то страдание, которое еще не наступило. Страдание, которое уже существует, необходимо преодолеть, и [только] таким образом оно может закончиться. В соответствии с законом кармы настоящее страдание ― то, которое уже наступило, не может быть отброшено в сторону. Оно должно быть прекращено только через его испытание. Но мы должны избегать будущую боль и несчастье. До тех пор, пока существует тело, мы вынуждены страдать, но если это касается будущего, то оно может быть изменено. Например, на урожай, который вы убираете, вы не можете повлиять, но вы можете внести изменения в следующий урожай с помощью замены семян и изменения других условий. Пуля, которая выпущена, не может быть возвращена назад, но, пока еще не нажат спусковой крючок, пуля может быть задержана. Подобным образом будущие плоды кармы могут быть видоизменены, если вы делаете вашу настоящую карму соответствующим образом.
    В человеческой жизни существуют определенные кармы, которые созрели, и приходится вкушать их последствия в форме судьбы, в форме счастья или несчастья. Чтобы преодолеть их, необходимо совершать тапасью, практиковать различение и выполнять садхану. От карм же, которые созреют в будущем, можно избавиться с помощью правильных действий в настоящее время. В соответствии с законом кармы, она состоит из двух частей. Первая ― находится за пределами нашего контроля, но другая ее часть может вами исправляться или видоизменяться. Поэтому сутра провозглашает, что страдание, которое еще не пришло, можно избежать.

  • Боли, которая еще не настала, можно и должно избежать.
    Айенгар Б. К. С.

    Комментарий

    Боль, испытанная в прошлом, осталась в прошлом. Боль, испытываемая в данную минуту, не может быть избегнута, но путем йогической практики и различающего знания мы можем до некоторой степени ослабить ее. Будущую, еще не испытанную нами боль, можно предупредить, если в настоящий момент твердо придерживаться йогической дисциплины.
    Здесь Патанджали говорит о том, что йога является философией, наукой и искусством предупреждения новых печалей. Йога помогает укрепить здоровье тела и ума и обрести силу, ограждающую от страданий, которые мы пока не ощущаем.
    Более того, крепкое здоровье и устойчивый ум помогают нам узреть чудо из чудес — духовное блаженство, врата к которому открывают благие поступки, совершенные в предыдущих жизнях.
    Напомню, что даже Арджуна, герой «Махабхараты», вынужден был молить бога Кришну, дабы тот своей милостью наделил его божественным восприятием, ибо человеческие глаза не в состоянии вынести божественного сияния. Здесь Патанджали предостерегает нас от ловушек, которые то и дело возникают на духовном пути, и призывает нас придать устойчивость своему уму и телу, ибо только так сияние забрезжившего духовного света не сможет ослепить нас.