Сутра 8. Двеша
- 1. Бейли
- 2. Вивекананда (новый перевод)
- 3. Вивекананда (старый перевод)
- 4. Ганганадха
- 5. Десикачара (Кришнамачарьи)
- 6. Загуменнов
- 7. Островская и Рудой
- 8. Ригина
- 9. Свенсон
- 10. Фальков
- 11. Свами Сатьянанда Сарасвати
- 12. Айенгар Б. К. С.
-
Ненависть — это отвращение к любому предмету чувств.Бейли
-
Отвращение есть то, что сопровождает страдание.Вивекананда (новый перевод)
-
Отвращение есть реакция на страдание.Вивекананда (старый перевод)
-
Антипатия (Двеша) — это то, что живёт на Страдании.Ганганадха
-
Беспричинная неприязнь обычно возникает в результате прошлого болезненного опыта, связанного с конкретным объектом или ситуацией.Десикачара (Кришнамачарьи)
Комментарий
Эта неприязнь продолжается даже после того, как обстоятельства, явившиеся причиной неприятного опыта, изменились или исчезли.
-
Ненависть — отвращение к неприятному.Загуменнов
-
Враждебность неразрывно связана со страданием.Островская и Рудой
-
Отвращение — следствие страдания.Ригина
-
Отвращение — это стремление избежать то, что приносит несчастье.Свенсон
-
Отвращение — это ответ на неприятность.Фальков
-
Двеша есть отвращение, сопровождающее боль.Свами Сатьянанда Сарасвати
Комментарий
Двеша ― это противоположность раги. Обе они связывают людей с бесчисленным количеством вещей, оказывая как положительное, так и отрицательное влияние. Они представляют собой определенную обусловленность нашего ума, которая формируется на основе чувства удовольствия или отвращения. Рага и двеша обнаиваются даже у духовных последователей. Рага и двеша связывают нас, опуская на более низкие уровни сознания. Пока они существуют, ум не может взойти на духовные высоты. Следует помнить, что они являются двумя сторонами одной монеты. Они есть двойственное выражение некоей внутренней раги. Влечение к одной вещи предполагает отвращение от чего-то другого. Поэтому они являются не вещами, [в корне] противоположными друг другу, а лишь двумя сторонами нашего ума.
Сначала следует удалить двешу, после чего настанет очередь и раги. Именно двеша обладает наиболее мощной связывающей силой. Это великая помеха. Когда удаляется двеша, медитация становится глубже, чем, если бы была отброшена рага. Говорится, что двеша влияет на человека больше, чем рага, поэтому от ненависти следует избавиться [в первую очередь]. -
Ощущение горя порождает ненависть.Айенгар Б. К. С.
Комментарий
Боль, печаль, муки куют цепи ненависти и неприязни. Если человек постоянно вспоминает прошлые радости, которые, налагаясь на ощущения от неисполненных желаний, еще больше терзают его, он не испытывает ничего, кроме печали и сожаления. Доходя до крайней степени страдания, он начинает ненавидеть себя, свою семью, близких – все свое окружение и испытывает ощущение бесполезности.
Человек, обладающий способностью различать, стремится обрести знание, которое помогло бы ему найти золотую середину между сукхой и духкхой и жить свободно как от наслаждения, так и от боли.
Комментарии (0)