Сутра 32. Пять ниям

  • Внутреннее и внешнее очищение, удовлетворённость, огненное устремление, духовное чтение и служение Ишваре составляют нияму (или пять правил).
    Бейли
  • Нияма — это очищение себя внутри и снаружи, удовлетворённость, аскетизм, прилежание и почитание Бога.
    Вивекананда (новый перевод)
  • Внутреннее и наружное очищение, довольство, самообуздание, изучение и поклонение Богу составляют Нияму.
    Вивекананда (старый перевод)
  • i) Чистота (Шаоча), ii) Удовлетворённость (Сантоша), iii) Аскетизм (Тапас),iv) Изучение (Свадхьяя) и v) Преданность Высшему Богу — являются Выполнениями ритуалов (Нияма).
    Ганганадха
  • Нияма предусматривает:a. Чистоту или поддержание нашего тела и нашего окружения в чистоте и опрятности. b. Удовлетворённость (или способность удовлетворяться) тем, что имеешь,и тем, чего не имеешь. c. Удаление мусора из наших физической и ментальной систем за счёт поддержания таких правильных привычек, как сон, упражнения, диета,работа и расслабление. d. Обучение и необходимость пересматривать и оценивать наши успехи в продвижении вперёд. e. Почитание высшего разума или принятие нашей ограниченности по отношению к всезнающему Богу.
    Десикачара (Кришнамачарьи)

    Комментарий

    Постепенно эти приоритеты самоустановятся, и правильное отношение разовьется параллельно с устранением нами ошибок и действий, доставляющих неприятности.

  • Нияма — очищение, удовлетворённость, тапас, свадхьяя и ишвара-пранидхана.
    Загуменнов
  • Соблюдение [религиозных] предписаний — [это] чистота, удовлетворённость, подвижничество, самообучение и преданность Ишваре.
    Островская и Рудой
  • Чистота, довольствование тем, что есть, самодисциплина, изучение [йоги] и делание Ишвары побудителем всех своих поступков — это Нийама («соблюдение обетов»).
    Ригина
  • Нияма (или соблюдение требований) — это чистоплотность, удовлетворённость, аскетичность, изучение писаний и стойкая преданность Ишваре.
    Свенсон
  • Нияма состоит в чистоте, воздержании, самосовершенствовании, учении и посвящении [плодов] Богу.
    Фальков
  • Очищение, удовлетворённость, аскетизм, самоизучение, подчинение Богу [смирение] устанавливают назначенные правила.
    Свами Сатьянанда Сарасвати
  • Чистота, удовлетворенность, религиозное рвение, изучение себя и сдача себя на милость Высшего «Я», Господа, есть ниямы.
    Айенгар Б. К. С.

    Комментарий

    Ямы – это универсальные законы, соблюдая которые человек живет в обществе себе подобных. Ниямы же относятся к личной сфере человека, они необходимы в формировании собственного характера.
    Эти пять правил связаны с пятью оболочками человека и пятью элементами природы – анатомической (земля), физиологической (вода), психологической (огонь), интеллектуальной (воздух) и духовной (эфир). Подобно тому, как эфир (махат акаша) считается пустым пространством снаружи, так душа – это пустое пространство внутри, именуемое чит-акаша.
    Те принципы ниямы, которые являются компонентами крийя-йоги, подчеркивают важность самодисциплины. Мастерство в йоге невозможно без соблюдения этических предписаний ямы и ниямы.
    Опрятность и очищение рассматриваются с двух сторон – внешней и внутренней. Соблюдать необходимо и то, и другое. Омовение тела – это очищение снаружи, выполнение асан и пранаям – изнутри. Нияма воспитывает дружелюбие, сострадание и безразличие, способствует очищению тела, ума и разума. Свадхьяйя подсказывает человеку, в действительности ли он соблюдает наставления йоги или нет. Чтобы следовать ниямам, мы должны для начала определить, соответствует ли им наше привычное поведение. Если нет, необходимо соотнести с ними наши мысли и поступки и избавиться от тех недостатков, которые подрывают садхану.
    Желание, злоба, алчность, безрассудная страсть, высокомерие и зависть погружают ум в пучину боли. Сбитый с пути этими эмоциями, садхака утрачивает равновесие ума и начинает вести себя неэтично. Подвергая же свои мысли постоянным проверкам, он уменьшает вероятность неблагих поступков. Этические дисциплины ямы и ниямы преображают омраченный, окрашенный ум и позволяют сознанию излучать свет абсолютной чистоты. Таким образом, йога утверждает дисциплину как религию, а недисциплину – как нерелигию.
    Что же такое в действительности истинная религия? Религия вечна, она не знает ни имен, ни границ. Это способ, специально предназначенный для того, чтобы усилить осознанность человека и помочь ему узреть ядро своего существа (атма дарашана). Религия поддерживает садхаку в его развитии и, протягивая руку, не дает ему упасть, даже когда падение, казалось бы, неизбежно. Иными словами, религия – это средство Самореализации.

Другие направления