Сутра 2. Что такое йога

  • Это Единение (или йога) достигается подчинением психической природы и сдерживанием читты (или ума).
    Бейли
  • Йога есть управление умом, или субстратом мысли [читта], стремящимся принять многообразные формы [вритти].
    Вивекананда (новый перевод)
  • Йога есть удержание материи мысли [Читта] от облечения в различные образы [Вритти].
    Вивекананда (старый перевод)
  • Йога — это сдерживание функций ума.
    Ганганадха
  • Йога есть способность направлять разум исключительно на объект и удерживать это направление, не отвлекаясь.
    Десикачара (Кришнамачарьи)

    Комментарий

    Что такое йога? У этого слова много интерпретаций, и оно многому соответствует. Патанджали приводит свое определение данного слова.
    Объект наблюдения может быть как внешним по отношению к нам, так и внутренним - частью нас самих. Но это может быть и область интересов, концепция или что-то, находящееся выше уровня человеческих ощущений, скажем, Бог.

  • Йога — прекращение функций читты.
    Загуменнов
  • Йога есть прекращение деятельности сознания.
    Островская и Рудой
  • Йога есть подавление Вритти (состояний, видоизменений) в Читте (сознании).
    Ригина
  • Йога есть обуздание вритти (волнений), присущих уму.
    Свенсон
  • Суть Йоги заключается в удержании материи мысли от принятия ею различных видоизменений.
    Фальков
  • Блокирование типовых проявлений сознания есть йога.
    Свами Сатьянанда Сарасвати

    Комментарий

    Сутра состоит из четырех слов: «йога», «читта», «вритти», «ниродха». Здесь мы не будем объяснять слово «йога», поскольку значение его станет более понятным после 195-й сутры.
    В основе понятия читты лежит идея видения. «Читта» происходит от «чит», что означает видеть, сознавать, быть осознающим. Следовательно, читта означает индивидуальное сознание, которое включает сознательное состояние ума, подсознательное, а также бессознательное состояние ума. В целом термин «читта» охватывает эти три состояния индивидуального ума. Эта трактовка отличается от понятия, принятого в веданте. Здесь [в йоге] читта представляет полное индивидуальное сознание, которое заключает в себе три состояния: чувственное или объектное сознание, субъектное или астральное сознание и бессознательность или ментальное состояние скрытой потенциальности. Эти три состояния чистого сознания следует понимать как читту, о которой идет речь в данной сутре.
    В Мандукья упанишаде вполне определенно рассматриваются четыре состояния или измерения сознания. Если вы прочтете эту упанишаду или комментарий к ней, ваше личное сознание станет для вас понятнее. В данной сутре читта [также] представляет все четыре измерения сознания, но как символ [того, что подлежит блокированию] она включает только три измерения. О трех измерениях говорится как о читте, а о четвертом измерении ― как об атмане.
    Кратко можно сказать, что атман плюс читта есть дживатман ― индивидуальное сознание; дживатман минус читта есть атман. Но это только примерное объяснение слова.
    Что имеется в виду под блокированием? Значит ли это, что мы блокируем наши мысли, видение, дыхание, желания и личностные комплексы, препятствуя им и останавливая их? Если это так, то [в данной сутре] Патанджали вводит понятие подавления. Это соответствует истине до тех пор, пока читта рассматривается в свете ума ― инструмента основного знания. Но, когда под читтой понимается личностное сознание вообще, дающее происхождение различным проявлениям в ментальной и астральной сферах, тогда предположение относительно подавляющего воздействия будет справедливо только наполовину.
    Выражение «ниродха» явно означает процесс блокирования, но это не следовало бы понимать как блокирование фундаментальной материи сознания. Фактически из этой сутры ясно, что это действие по блокированию типовых проявлений сознания, а не самого сознания. Как практикующие йогу вы, конечно, согласитесь, что выражение, [используемое] в данной в сутре, подходит к йогическому состоянию медитации, когда типовые проявления сознания становятся блокированными. Немного позже из этой главы вы узнаете о фундаментальной структуре и природе читты, ее дей

    ствии и реакции. В этой же сутре только констатируется, что различные состояния сознания, в том числе фундаментальное, могут быть достигнуты путем блокирования потока сознания.
    Когда вы ночью ложитесь спать и входите в бессознательное состояние сознания, что происходит с вашим чувственным восприятием, вашим телом и мозгом? Они умирают или это есть процесс блокирования потока чувственного восприятия и ментального сознания? Конечно, это состояние, в котором психические функции оказываются отсеченными от сферы личного сознания. Поток вритти изменяется, и поэтому вы испытываете на опыте другую плоскость, [воспринимаете] другие объекты, события, людей, места и процессы. Все это вритти, относящиеся к другому состоянию сознания и проявляющиеся благодаря процессу блокирования естественных вритти. Если вы проанализируете все такие состояния, где индивидуальное сознание проявляется отличным от обычного образом, в других формах и измерениях, вы придете к пониманию, что процесс вритти отличается от [процесса] осознавания. Вы поймете, что можно блокировать этот поток вритти и преодолеть ограничения сознания, или даже положить конец этому когда-либо воплощающемуся потоку вритти.
    Это снова подводит нас к факту, что существует определенный процесс, который не касается обычных состояний и отличается от всего того, что имеет отношение к телу, разуму, чувствам и пране.
    Это то сознание, которое сохраняется от состояния к состоянию. Этот процесс есть сознание ― состояние постоянного и нерушимого осознавания. В нас существует сознание, которое безотносительно к телу. Оно может быть [связано] с телом, но в то же время может существовать и без тела или быть вне его. Это и есть то, что должно быть блокировано. Это не те обычные мысли, которые нам приходится подавлять. Эти мысли ― просто ничто, малая доля нашего сознания. Это покажется фантастичным, невообразимым, но речь идет об области сознания, которая вне границ. Она находится за пределами тела; иногда существует с телом, но иногда ― и без тела. Мы называем его [это сознание] анантой ― бесконечным, безграничным. Итак, с помощью определенных практик, с которыми мы познакомимся в следующей главе, можно иметь возможность блокировать этот невидимый процесс сознания.
    Постарайтесь хорошо это понять. Поток сознания, о котором идет речь, не есть поток ваших мыслей или ума; это не поток ваших чувств, влечений и желаний; это не род ваших эмоций или опыта. Слово «читта» означает сознание как целое, существующее как внутри, так и снаружи тела, как с телом, так и без него. Образно, сознание подобно нити, соединяющей множество жизней и воплощений. Поэтому слово «ниродха» не означает блокирование мыслей, желаний, амбиций, страстей и т.д., а означает действие или действия по блокированию процесса сознания, ответственного за перевоплощение.
    Вритта означает круг, а вритти ― круговой. Когда вы бросаете камень в пруд, вода как бы движется от центра в форме кругов.
    Аналогичным образом, сознание имеет свои «круговые» типовые проявления. Они не [аналогичны распространению] вдоль горизонтальной или отвесной линии; они подобны кругам [на воде]. Таким образом, сознание движется в соответствии с некой круговой моделью. Поэтому состояния читты, способы действия ума называются читта вритти.

    Ниродха происходит от базового слова «родха» и означает действие по блокированию. От этого корня произошли многие слова: «авародха», «ниродха», «виродха». Авародха ― это препятствие, ниродха ― блокирование, виродха ― сопротивление. Это проясня- ет идею блокирования. Подходим к конечной точке ― что такое йога. Сутра отвечает, что йога ― это блокирование появляющихся типовых проявлений во всех измерениях сознания. Это не только отключение себя от внешнего мира, с которым вы сталкиваетесь каждое утро или вечер, но и отбрасывание в сторону видений, которые у вас бывают в глубокой медитации или в высшем самадхи.
    Состояние йоги появляется, когда вы выходите за пределы проявлений сознания на различных планах.


    Ментальные состояния и кундалини йога
    Существует [определенный] порядок или последовательность эволюции вашего сознания. Этот процесс включает прохождение человеком пяти стадий сознания, которые лежат в основе классификации [состояний] сознания. Свое конечное развитие человеческое сознание получает, когда становится свободным от плена пракрита или трех гун, что более обстоятельно будет обсуждаться во второй главе. При обсуждении выражения «читта вритти» мы упоминали о пяти состояниях ума ( Неточность автора. О пяти состояниях сознания впервые говорится далее в тексте. (Прим. пер.) ) Если мы сравним эти пять состояний с этапами пробуждения кундалини, то смело можно сказать, что состояние мудха соответствует муладхара чакре, где индивидуальное сознание спит или дремлет. Санскритские тексты говорят, что кундалини дремлет, сила спит, свернувшись кольцом. После выполнения определенных стимулирующих практик она становится настолько возбуждена, что возбуждение распространяется вверх в манипура чакру. Состояние ума, соответствующее этой стадии, известно как кшипта.
    Поднимаясь до манипуры или пупочного центра, духовный искатель всегда имеет возможность быть отброшенным обратно в муладхару. Сознание пробуждается, переходит в свадхистхану, затем вверх до манипуры, но после этого снова переходит в муладхару, потому что такова природа сознания. Однако, когда сознание достигло манипуры и остается там в течение какого-то времени или прошло сквозь манипуру, преодолев ее пределы, тогда сознание становится устойчивым и наступает состояние концентрации.
    При этом ощущается, что состояние викшипты распространяется далее вверх до аджна чакры. Сахасрара, высшая чакра, есть место пребывания ниродхи. Это состояние за пределами трех гун. Все функции тела, ума и мира вообще зависят от взаимодействия трех гун. По гунам написано много, но нет лучшего объяснения, чем в философии санкхья. Мир в космическом смысле имеет тройную характеристику своей природы. В соответствии с этим каждое действие, мысль или событие творится под воздействием трех гун.

    Ум также подвержен сильному влиянию взаимодействия гун. Когда превалирует саттва гуна, ум сохраняет спокойствие, вритти остаются сконцентрированными, и ничто не вызывает беспокойства. Когда домини

    рует тамас, ничто в мире не может сделать вас активными, духовными или блаженными; ваш ум всегда будет проявлять себя тупым, инертным и напряженным. Таково влияние тамаса на сознание.
    Одна гуна в отдельности не оказывает влияния на личность. Всегда существует комбинированное влияние всех гун. Когда тамас доминирует и подавляет две другие гуны, ум входит в неактивное состояние. Как результат, мыслительный процесс замедляется и временами мышление перестает проявляться. Когда это состояние углубляется, ментальная пассивность усиливается, переходя в состояние глубокого невроза. Это тупое состояние ума, состояние читты, известное как мудха.
    Когда доминирует раджас при подавленных саттве и тамасе, ментальное состояние характеризуется как разбросанное, рассеянное, разорванное на части. Развивается расщепление личности, проявляется расположенность к убийству, склонность к совершению самоубийства. Это состояние ума [называется] кшипта.
    Викшипта ― это колеблющееся состояние ума. В этом особом состоянии индивидуальное сознание колеблется между устойчивостью и рассеянностью. Это обычное состояние всех духовных последователей, когда они садятся для пуджи, медитации, концентрации и антар мауны. Это состояние ума хорошего ученика, который, хотя и успешно продвигается в своем ученичестве, испытывает временную неустойчивость из-за воздействия гун. Когда в поток концентрации, проистекающий от саттвы, вмешивается неустойчивость, порождаемая раджасом, про такое состояние сознания говорят, что это викшипта.
    В этом состоянии сознания бывают внутренние видения. Последователь очень чувствителен и подвержен настроению. Он может медитировать в течение нескольких часов, а затем внезапно бросить все [занятия] на несколько дней. Это очень важное состояние; в нем начинается йога. Здесь все гуны имеют полную свободу выражать себя индивидуально.
    Когда саттва свободно проявляется, появляется однонаправленность. Когда пересиливает раджас, ум рассеян. Когда же в игру вступает тамас, нет ни однонаправленности, ни рассеянности; есть только тупость и бездействие. Для духовного последователя очень важно анализировать соотношение трех гун и находить ту гуну, которая в данный момент превалирует. Это редкий момент, когда все три гуны оказывают равное влияние на поведение человека. Всегда имеется одна гуна, которая правит и проявляет господство над остальными, даже если последние имеют равную возможность действовать. Например, когда превалирует раджас, всегда существует противодействие других гун, имеющее результатом состояния концентрации и рассеянности, которые следуют одно за другим. Поэтому необходимо осознавать, какая гуна в данный момент абсолютно преобладает и как происходит противодействующее влияние. Если [вы ощущаете] сильную рассеянность и слабую концентрацию, тогда преобладает раджас. Если [чувствуется] слабая концентрация и легкая рассеянность, но сильная тупость и сонливость, это значит ― доминирует тамас. Если концентрация сильна, а рассеянность и сонливость слабы, это означает, что превалирует саттва.
    После того, как вы проанализировали влияние на сознание трех гун, необходимо найти способы исключения влияния гуны, оказывающей негативное воздействие, и пути развития влияния позитивной гуны. Напри

    мер, если после мысленного обзора и анализа вы обнаружили влияние тамаса на процесс медитации, следует найти пути и средства, которые бы уменьшили это влияние, и с помощью подходящего метода развить противоположную гуну. Техника развития позитивного влияния является более важной, чем попытки подавления гуны, оказывающей негативное влияние. В этом смысле следует выполнять асаны, пранаяму, определенные практики хатха йоги. Не имеет значения, вследствие каких изменений проявляется тамас: ментальных, изменений в конституции, в привычках или временных изменений в психике. Асаны и хатха йога в очень сильной степени подавляют влияние тамаса. Физическая работа [вообще] является великой силой прекращения самого существования тамаса, его искоренения, и не только из процесса медитации, но и из самой структуры жизни.
    Если раджас берет верх не только во время [практики], в частности медитации, но и вообще в повседневной жизни, настолько, что вы не в состоянии сконцентрироваться на чем-либо из-за ментальных проблем, самскар, желаний, жизненных трудностей и подавленности, вам следует прекратить борьбу с собой и [начать] применять те практики, которые уменьшают элемент раджаса в самом корне жизни. Такими практиками, например, являются бхакти и джапа.
    Практиковать карма йогу, а также выполнять физическую работу необходимо не потому, что вы нуждаетесь в их результатах, а потому, что они необходимы для вашей духовной жизни.
    Предположим, что вы обнаружили, что во время медитации очень сильна раджа гуна и, как результат этого, вы не в состоянии на какое-то время сконцентрировать свой ум. Поэтому вас клонит ко сну, ум начинает колебаться, вы думаете о многих вещах; вы не в состоянии управлять умом. Что вам следует делать? В этом случае вам необходимо использовать практики, с помощью которых можно уменьшить раджа гуну. Пожалуйста, запомните, что раджа гуна может быть уменьшена с помощью практики бхакти и монотонного повторения джапы.
    В какое-то время вы находите, что в силе саттва гуна, хотя другие гуны, то одна, то другая, также действуют. Безусловно, вы не должны устранять саттва гуну. Ее вам нужно будет усиливать, потому что саттва желательна. Тама гуна нежелательна, и вы должны будете уменьшать ее. Раджа гуна также нежелательна, и ее также нужно уменьшать. Итак, когда доминирует тама гуна, необходимо ее уменьшать, когда преобладает раджа гуна ― уменьшать раджа гуну, но, когда превалирует саттва и в то же время присутствуют тамас и раджас, вы должны, как это сказано в йогических текстах, различными методами увеличивать силу саттвы. Вам необходимо со вниманием относиться к самому себе и думать, каким методом вы можете усилить вашу саттва гуну: может быть с помощью дхараны, возможно ― через сатсанг, может быть путем изучения книг, может благодаря соблюдению диеты.
    Каждый духовный последователь должен не все двадцать четыре часа, а хотя бы иногда анализировать влияние трех гун. Итак, если вы находите, что в течение целого месяца концентрация была полной, но были промежутки, когда ум колебался, это соответствует колеблющемуся состоянию ума или викшипте. Например, сейчас ваше состояние неустойчиво. И это не факт, характеризующий ваше сознание, а только то, что вы ощущаете. Какая, в частности, гуна более сильна? Если более сильна тама гуна, вы будете откатываться назад, ваша садхана будет ослабевать. Если доминирует саттва, вы сконцентрируетесь и перейдете в медитацию. Таким образом, главное, что вы должны делать, это «читать» свое состояние и в соответствии с этим применять определенные средства.
    Говорят, что йога начинается тогда, когда ум достигает состояния викшипты. Кшипта и мудха ― две предшествующие стадии, которые не являются йогическими. Они представляют собой то, что мы называем мирскими стадиями ума. Мудха далека от любой йогической концепции.
    Теперь мы подходим к слову «экаграта». Экаграта означает однонаправленность ― [состояние], в котором отсутствуют как раджа гуна, так и тама гуна; есть только саттва. В то время, когда ум достигает состояния однонаправленности, совершенно отсутствует [воздействие] обеих гун ― раджаса и тамаса; имеет место полное преобладание саттвы. Когда эта стадия наступила, тогда остается последнее, что может быть достигнуто, это ниродха ― полное прекращение. В этом состоянии нет ни тамаса, ни раджаса, ни саттва гуны ―ни одной из этих трех функций. Это состояние ума, называемое тригунатита, находится за пределами трех гун, когда сознание делается абсолютно свободным от их воздействия. Когда индивидуальное сознание становится свободным от плена трех гун и остается в одиночестве без каких-либо отношений с гунами ― «дружбы», «союза» и т. п., это состояние сознания называется ниродха.
    Такова терминология йоги, детально рассматриваемая здесь, в связи с процессом пробуждения сознания кундалини.

  • Йога – это прекращение движений сознания.
    Айенгар Б. К. С.

    Комментарий

    Йога определяется как усмирение колебаний сознания. Это искусство изучения работы сознания. Сознание обладает тремя функциями – познавательной, функцией воли и функцией движения. Йога раскрывает способ постижения работы ума, помогает утихомирить его движения и тем самым подводит человека к познанию обитающей в сознании абсолютной тишины. Поэтому йога – это наука и искусство дисциплины ума. Благодаря йоге ум становится возделанным и зрелым.

    Эта сутра содержит определение йоги и поэтому чрезвычайно важна. Итак, йога – это контролирование и усмирение движений сознания с целью их полного прекращения.
    Читта – это средство, которое приводит ум (манас) к душе (атма). Йога – это прекращение любого колебания в сознании. Точно передать значение слова читта довольно сложно, поскольку читта представляет собой наитончайшую форму космического разума (махат). Махат – это великий принцип, источник материального мира природы (пракрити), в противоположность душе, которая является производной от нее. Согласно философии самкхьи, творение произошло в результате слияния пракрити и Пуруши, космического Духа. Это космологическое воззрение характерно и для философии йоги. Принцип Пуруши и пракрити – это причина воли и действия, равно как и источник тишины.
    Слова читта, буддхи и махат часто используются в значении одного и того же, и это нередко сбивает с толку. Для того чтобы наше понимание стало более четким, важно помнить, что любое явление, которое достигло окончательной стадии развития или обрело свое индивидуальное выражение, имеет тонкое, космическое соответствие. Поэтому мы переводим буддхи как «индивидуальный различающий разум» и рассматриваем махат в качестве его космического соответствия. Аналогично индивидуальное сознание, читта, сопоставимо со своей тонкой формой чит. Для достижения главной цели йоги необходимо, чтобы высшая форма осознанности сознания и наиболее усовершенствованная способность разума работали в тесном контакте. По этой причине порой излишне вдаваться в тонкости и проводить между ними четкие границы (см. введение, часть II, «Космология природы»).
    Мыслящий принцип, совесть (антахкарана), связывает причинный принцип природы (махат) с индивидуальным сознанием, которое можно представить в виде текучей среды, окутывающей эго (ахамкара), разум (буддхи) и ум (манас). Из-за контакта с внешним миром, который осуществляется посредством трех составляющих сознания, эта «текучая жидкость» может становиться мутной. Задача садхаки заключается в том, чтобы очистить сознание, сделать его прозрачным. Важно заметить, что сознание не только связывает «распустившуюся», проявленную природу с ее тонкой, непроявленной формой, но находится ближе к душе, которая не зависит от природы, а просто присутствует в ней.
    Буддхи обладает окончательным знанием, которое достигается через совершенное действие и опыт. Манас усваивает и накапливает информацию посредством пяти органов восприятия, джнянедрий, и пяти органов действия, кармендрий. Космический разум, эго, индивидуальный разум, ум, пять органов восприятия и пять органов действия являются производными от пяти элементов природы – земли, воды, огня, воздуха и эфира (притхви, ап, теджас, вайю и акаша), которые обладают субатомными свойствами запаха, вкуса, формы и вида, осязаемости и, наконец, звука (гандха, раса, рупа, спарша и шабда).
    Чтобы помочь ищущему в постижении самого себя, древние мудрецы предложили рассматривать человека как состоящего из пяти оболочек, кош:

    i 007

    Первые три оболочки присутствуют в пространстве элементов природы. Интеллектуальная оболочка считается слоем индивидуальной души (дживатман), а оболочка блаженства – слоем универсальной души (параматман). В сущности, для того чтобы достичь освобождения, необходимо пройти сквозь все оболочки. В самых глубинах человеческого существа за пределами даже тела блаженства обитает пуруша, неделимое и непроявленное Единое, «наполненная пустота». Переживание пуруши – это переживание нирбиджа самадхи, в то время как сабиджа самадхи достигается уже на уровне тела блаженства.
    Если представить эго (ахамкара) как один конец нити, то антаратма (Универсальное «Я») будет другим ее концом. Антахкарана (совесть) соединяет ахамкару и антаратму воедино.
    Благодаря разуму и сознанию, очищающимся в процессе практики йоги, человек, интегрируя внешние и внутренние слои своего существа, обретает целостность. Он обнаруживает единство разума каждой оболочки и растворяется в космическом «Я». Это слияние одной части человека (пракрити) с другой (пуруша). Йога учит садхаку наблюдать, размышлять и умножать свои усилия, пока не будет обретена непреходящая радость. А это возможно лишь в том случае, если все колебания индивидуальной читты прекращаются, не успев начаться.
    Йога, усмирение колебаний мысли, приводит к саттвичному состоянию. Для того чтобы обуздать колебания, необходима сила воли, которая предполагает некоторую степень раджаса. Усмирение движений мысли влечет за собой неподвижность, которая, в свою очередь, подводит к полной тишине, где присутствует лишь осознанность. Это саттвическая природа читты.
    Неподвижность – это сосредоточение (дхарана), тишина – медитация (дхьяна). Чтобы сосредоточиться, нам необходим фокус, т. е. некая форма, и этим фокусом является ахамкара, малое индивидуальное «я». Когда сосредоточение перетекает в медитацию, это индивидуальное «я» теряет самое себя и становится одним с возвышенным «Я». Подобно двум сторонам медали, ахамкара и атма – два противоположных полюса человека.
    С одной стороны, садхака подвержен воздействию со стороны души, с другой – со стороны воспринимаемых им объектов. Когда садхака поглощается объектом, его ум начинает колебаться. Это вритти. Садхаке необходимо отличить себя от видимых объектов и научиться не отождествлять себя с ними в дальнейшем. С помощью йоги он должен избавить свое сознание от искушения объектами и приблизить его к созерцателю. Усмирение колебаний сознания – это процесс, который подводит нас к самому завершению – к самадхи. На первых порах йога служит средством обуздания. Когда же садхака обретает полный контроль над колебаниями сознания, он полностью осуществляет йогу и достигает конца – сознание остается чистым. Таким образом, йога это и средство, и завершение.
    (См. I.18; II.28.)

Другие направления