Сутра 35. Плоды (I) ахимсы
- 1. Бейли
- 2. Вивекананда (новый перевод)
- 3. Вивекананда (старый перевод)
- 4. Ганганадха
- 5. Десикачара (Кришнамачарьи)
- 6. Загуменнов
- 7. Островская и Рудой
- 8. Ригина
- 9. Свенсон
- 10. Фальков
- 11. Свами Сатьянанда Сарасвати
- 12. Айенгар Б. К. С.
-
В присутствии обладающего совершенным непричинением вреда прекращается всякая вражда.Бейли
-
Перед тем, кто блюдёт обет не убивать, другие укрощают свою враждебность.Вивекананда (новый перевод)
-
В присутствии утвердившегося в непричинении зла прекращается всякая вражда [в других].Вивекананда (старый перевод)
-
Когда Благосклонность (ненасилие, Ахимса) становится утверждённой,враждебность к нему приостанавливается.Ганганадха
-
Чем более вы внимательны, тем более дружеское отношение к себе вы вызываете своим присутствием.Десикачара (Кришнамачарьи)
Комментарий
Нам следует помнить, что существуют индивидуальные отличия. Некоторые из нас чувствуют себя достаточно комфортно, исследуя собственные мотивы и отношения. Другим очень трудно размышлять о самом себе. Патанджали описывает признаки прогресса в каждом из десяти аспектов, перечисленных в сутрах 2-30 и 2-31.
Даже те, кто проявляет враждебность в другое время и среди других людей, могут показать себя с иной стороны, и вести себя дружелюбно в вашем присутствии. -
При упрочении в ахимсе в его присутствии прекращение вражды.Загуменнов
-
При утверждении [йогина] в ненасилии в его присутствии исчезает враждебность.Островская и Рудой
-
В присутствии утвердившего ненасилие всякая вражда прекращается.Ригина
-
Когда человек утвердился в ненасилии (ахимсе), враждебность ослабевает в его присутствии.Свенсон
-
Утвердившийся в непричинении вреда способен подавить неприязнь к себе[в любом живом существе].Фальков
-
При прочном утверждении в ахимсе имеет место отказ от враждебности в его [йога] окрестности.Свами Сатьянанда Сарасвати
Комментарий
Ахимса означает любовь, безвредность, неубийство, ненасилие. Она означает отсутствие неприязни, враждебности и [желания нанесения] вреда. Духовному последователю под ахимсой следует понимать отсутствие любого вредного намерения, каким бы оно ни было. Пратиштха означает быть твердо установленным. Когда кто-то установлен в ахимсе, в нем развивается некий вид магнетизма, который оказывает влияние на любого, кто к нему приближается.
Он становится свободен от настоящей опасности ― комплекса вражды, т. е. насилия и враждебности. В индийской истории существует много великих людей, которые могли преображать даже наиболее грубые и дьявольские сердца. [Вместе с тем] Махатма Ганди, [например], который был предан ахимсе и не питал какой-либо недоброжелательности, также имел врагов, и в конце концов он был застрелен. Это показывает, как трудно практиковать ахимсу [в совершенстве]. Господь Будда развил практику ахимсы настолько сильно, что преображал любую грубую личность в добросердечного человека. Однажды он столкнулся с грубым дакойтом (разбойником), который пришел убить его, и одним простым взглядом [Будды] дакойт был преображен. В ашраме Патанджали корова, коза и тигр ли жить, есть и пить вместе, благодаря высшей стадии ахимсы, практикуемой [обитателями ашрама]. Очень просто говорить, что мы должны следовать ненасилию, что нам следует любить друг друга. Концепция же любви для нас слишком велика, чтобы ее понять. Для нас любовь означает безопасность или защиту от страха смерти и ничего более. Это психологическая необходимость. Но в действительности любовь есть нечто более великое. Христос был распят, Мохаммеда противники побили камнями, великого суфия Мансура мусульмане пытали так, что с него слезла кожа. Все эти люди имели врагов. Но в Индии есть много людей, у которых нет врагов, потому что они в совершенстве практиковали ахимсу. Наиболее важная вещь ― не противостоять даже людям, совершающим насилие; это также является ахимсой. Если понятие ахимсы развивать более глубоко, то она означает практику уничтожения комплекса вражды ― неосуждение. В Индии такой человек называется аджата шатру ― рожденный без врагов.
Таким образом, складывается впечатление, что великие святые и пророки не были твердо установлены в ахимсе. Например, Будда, Господь Кришна, Шанкара противостояли другим школам философии и критиковали их. Логика же йоги говорит, что ахимса должна практиковаться в полном виде. Это должен быть величественный путь, когда достойно принимается все, что в обществе считается неправильным. Вот что означает сатьяграха.
Итак, сутра означает, что когда последователь твердо стоит на позиции ахимсы, когда даже последний след враждебности стерт, душа раскрывает себя изнутри в некоей магнетической форме. Эта магнетическая форма называется вайрагьягах, т. е. отказ от враждебности. Таким образом, следует отказаться от убийства [всех] живых существ. [В этом смысле] в Индии известен знаменитый культ ахимсы в джайнизме. -
Когда в речах, помыслах и поступках человека утверждается ненасилие, его агрессивная природа ослабевает, и в его присутствии каждый утрачивает свою враждебность.Айенгар Б. К. С.
Комментарий
Сутры II.35–39 называют эффекты соблюдения пяти ям.
Полностью познав природу насилия, йогин утверждается в ненасилии. Мирное отношение ко всему, пронизывающее помыслы, речи и поступки человека, неважно, спит он или бодрствует, является знаком доброй воли и любви к каждому.
В присутствии йогина и люди, и звери, которые в остальное время жестоки и агрессивны друг к другу, теряют свою враждебность и проявляют дружелюбие и взаимную терпимость.
Комментарии (0)