Сутра 3. Причины страдания

  • Которые являются трудностями, создающими помехи — авидья (невежество), чувство личности, желание, ненависть и чувство привязанности.
    Бейли
  • Болезненные препятствия — это невежество, эгоизм, привязанность, отвращение и цепляние за жизнь.
    Вивекананда (новый перевод)
  • Связанные со страданием препятствия суть: неведение, ложное самосознание[пристрастие], отвращение и привязанность к жизни.
    Вивекананда (старый перевод)
  • Иллюзия, Самосознание, Привязанность, Антипатия и Стремление к Жизни являются пятью Препятствиями. (Авидья, асмита, рага, двеша и абхини-веша).
    Ганганадха
  • Помехами являются превратное понимание, искажение ценностей, чрезвычайная привязанность, беспричинная неприязнь и страх.
    Десикачара (Кришнамачарьи)
  • Клеши — это неведение, «эго», страсть, ненависть и страх смерти.
    Загуменнов
  • Неведение, эгоизм, влечение, враждебность, жажда жизни суть пять аффектов.
    Островская и Рудой
  • Страдания [таковы]: неведение, эгоизм, привязанность, отвращение, любовь к жизни.
    Ригина
  • Пять причин страданий — это невежество, эгоизм, привязанность, отвращение, желание жизни.
    Свенсон
  • Затруднениями являются: невежество, ложное самоосознание, пристрастие,отвращение и закрепощённость.
    Фальков
  • Неведение, чувство «я», влечение, отвращение и страх смерти есть страдания.
    Свами Сатьянанда Сарасвати

    Комментарий

    В первой главе читта вритти были разделены на два типа: болезненные и безболезненные. Там использовалось слово «клеша» и говорилось, что клеша удаляется посредством самадхи. Теперь риши дает детальное описание клеш. Из-за склонности к материалистичности человек думает, что он переживает только свои собственные несчастья [т. е. как следствия своих поступков].
    Философы и ученые, пытавшиеся открыть основу мучений, обнаружили, что они коренятся не в уме, которым человек обладает в данный момент, а далеко позади, в прошлом.
    Клеша ― это вид мучения, которое находится внутри самого бытия. Каждый чувствует, что существует некое подсознательное мучение, но наша ежедневная «поверхностная» деятельность [на поверхностном уровне сознания] не позволяет нам осознавать его. В противном случае мы бы видели боль во всей ее красе. Понять, что внешний человек отличается от внутреннего человека, довольно трудно. В глубинной психологии говорится, что существуют различные фазы человеческой жизни и что внутренняя самость человека ведет себя совершенно другим образом. В то время, как человек внешне говорит правду, в душе он лжет. Движения внешнего человека и внутреннего противоположны. Изучающему йогу следует знать о глубинной психологии, которая говорит нам, что действительное счастье не на поверхности. Внутренняя жизнь может очень отличаться от внешней, поэтому мы не можем судить [о человеке] по внешней жизни. Так, мы видим, что даже богатый и образованный человек может быть совершенно несчастен внутри, тогда как бедный человек, не знающий богатств, внутри может быть счастлив. Он может испытывать блаженство. Объяснение, которое Патанджали дает клешам, должно рассматриваться с точки зрения глубинной психологии. В обычной жизни мы не осознаем страх смерти, но он есть там ― в подсознании. Страх возникает, когда возникает возможность подвергнуться определенным действиям. Этот страх есть абхинивеша ― страх смерти. Это действие рефлекса [самосохранения], как, например, когда во время прогулки внезапно приближается машина, человек автоматически устремляется прочь. Он не осознает, [что возможна] гибель, но отпрыгивает в сторону. Страх смерти находится здесь в корне [реакции]. Даже животные имеют его.

  • Пятью видами страданий, нарушающих равновесие сознания, являются невежество и отсутствие мудрости; эго, гордыня эго и ощущение «я»; привязанность к удовольствию; избегание боли; страх смерти и цепляние за жизнь.
    Айенгар Б. К. С.

    Комментарий

    Страдания существуют на трех уровнях: интеллектуальном, эмоциональном и инстинктивном. Авидья и асмита относятся к интеллекту. Здесь отсутствие духовного знания вместе с гордыней и высокомерием «раздувают» эго, порождая тщеславие и нарушая чувство равновесия. Рага и двеша относятся к эмоциям и чувствам. Рага суть желание и привязанность, двеша – ненависть и неприязнь. Уступая чрезмерным желаниям и привязанностям и позволяя ненависти поглотить себя, садхака нарушает гармонию тела и ума, что нередко приводит к психосоматическим нарушениям. Абхинивеша инстинктивна, это желание продлить свои дни и заботиться в первую очередь о собственном выживании. Цепляясь за жизнь, человек становится подозрительным по отношению к окружающим и превращается в эгоиста.
    Главные причины страданий коренятся в поведенческих механизмах и в мыслях, за которые отвечают разные доли головного мозга. Авидья и асмита связаны с передней частью мозга, которая сознательна. Верхняя часть мозга является вместилищем сознания «я». Рага и двеша относятся к основанию мозга, гипоталамусу.
    Абхинивеша связана с «древним» мозгом, т. е. с задней его долей, которая, будучи бессознательной, хранит подсознательные впечатления, самскары[5].
    Задача садхаки заключается в том, чтобы обрести способность находить источник страданий и душить их в корне (см. I.8 випарьяйя).

Другие направления