Вишудха
Горло. Устье.
Ядро Стребога
Каналы Дизайн Человека |
|
Центры Дизайн Человека | Горловой Центр |
Генные ключи | |
Ворота Дизайн Человека | |
Гексаграммы И-Цзин |
|
Санскритское название | Вишудха |
Христианское название | Горло. Устье. |
Ведическое название | Ядро Стребога |
Возраст | 29-35 |
Царство | конец медного, начало золотого |
Мировозрение | распределение; достижение цели |
Гуна | раджас, саттва |
Варна | Кшатрий (витязь) |
Элемент / Дхьяни-Будда (Будды Высшей мудрости) | Элемент Пространства / Вайрочана, Эфир, Акаша, Звук, Мудрость постижения пустоты, Скандха сознания |
Цвет | голубой |
Нота | соль |
Форма таттвы | полумесяц. |
Биджа мантра | ХАМ. |
Биджа звуки на лепестках | AM, AМ, ИМ, ИМ, УМ, УМ, РИМ, РИМ, ДИМ, ДИМ, ЭМ, АЙМ, ОМ, АУМ, АМ, АХАМ. |
Качество | Рационализм, сострадание, творчество |
Расположение | каротидное сплетение; горло. |
Преобладающее чувство | слух. |
Орган чувств | уши. |
Орган действия | рот (голосовые связки). |
Органы | гортань, щитовидная железа, голосовые связки, верхняя часть легких |
Эндокринная система | гортань, щитовидная железа и паращитовидная |
Источники | личная сила, вера, воля |
Инстинкты | душевное самовыражение |
Телесные аспекты | горло, рот, шея, пищевод |
Психологические аспекты | мечты, творчество, общение, вера |
Заболевания | ангина насморк заикание грудные заболевания растройства психики расстройства цнс |
Проявления | знание — план человеческого существования. |
Кристаллы | целестин, аквамарин, христопаз |
Вайю (воздух) | удана-вайю. Этот вайю находится в области горла и переносит воздух вверх, к голове, помогая произнесению звуков. |
Вид | круг с шестнадцатью лепестками серого цвета. |
Мир в Сансаре | Мир Асуров |
Мир во Вселенной | Мир Форм (Астральный Мир) |
Лока (план существования) | джана-лока (план человеческого существования). |
При забитости в канале Ида | ложь и пустословие |
При забитости в канале Пингала | сквернословие и клевета |
При забитости в канале Сушумна | лесть и тому подобные слова, чтобы о человеке хорошо думали. Асуристические черты: зависть, заносчивость и другое. |
Физические и / или духовные проблемы | человек упивается славой и высоким положением, удовлетворяя свой эгоизм |
При активизации | слава, высокое социальное положение, власть, величие. |
Ступень духовной практики, согласно Закону Возникновения Условий | Самадхи (samādhi) |
Планета-управитель | Юпитер (мужское начало, солнечный тип). |
Носитель биджи | слон Гаджа, владыка травоядных животных. |
Шакти | Шакини. |
Божество | Паньчавактра-Шива. |
В середине горла расположена пятая чакра вишуддхи с шестнадцатью голубыми лепестками. Она связана с шейным сплетением нервных волокон и со щитовидной железой и поддерживает чистоту тела и ума. Вишуддхи соединена с ушами и чувством слуха, с горлом и речью. Она пробуждает приятие превратностей жизни, ментальную уравновешенность и чувствительность к нуждам других людей.
Вишудха считается уже достаточно мощной чакрой, такой, что может переварить любой яд, все негативное.
Пятая чакра называется Кантха-чакра, также она известна как Вишуддха-чакра. Йогин преуспевший в концентрации на этой чакре обретает реализацию , которую Горакшанатха называет анахата-сиддхи (anAhata-siddhi) по имени Шакти anAhata-kalA. Здесь йогин выходит за пределы этого мира. Ни одна из сил в этом мире (а все они есть манифестации той же Божественной Силы, но на более низких планах) не может овладеть им. Анахата-сиддхи также означает реализацию всепроникающего Анахата-нада – вечного невыразимого Звука ОМ, который является первым самовыражением Шивы и Шакти, лежащим в основе всех звуковых волн этого мира.
Форма янтры
полумесяц.
Янтра вишудxa-чакры представляет собой серебряный полумесяц в белом круге, который сияет, словно полная Луна, и окружён 16 лепестками. Серебряный полумесяц является лунным символом нады, чистого космического звучания. Пятая чакра — обитель звука в теле. Полумесяц символизирует чистоту, так как чрезвычайно важным аспектом вишуддха-чакры является очищение.
В любом своём аспекте Луна связана с психической энергией, ясновидением и общением без слов; благодаря своей очищенной энергии человек пятой чакры способен понимать невербальные сообщения. Кроме того, Луна указывает на существование в горле механизма охлаждения: в нём поглощаемая жидкая и твёрдая пища доводится до приемлемой для организма температуры.
Круг с шестнадцатью лепестками. 16 лепестков лотоса имеют серо-лиловый или дымчато-фиолетовый цвет. Число шестнадцать завершает цикл двух восьмериц: восходящей и нисходящей. На ней заканчивается последовательное увеличение количества лепестков чакр. Энергия входит в пятую чакру из шестнадцати измерений. Расширение осознания позволяет практикующему видеть акашу. Акаша имеет характер антиматерии. В пятой чакре все элементы низших чакр — земля, вода, огонь и воздух — очищаются до своей чистейшей сущности и растворяются в акаше.
Вишуддха-чакра является вершиной ступы, то есть храма, заключенного в человеческом теле (см. схему).
Биджа мантра
ХАМ.Основной биджа звук
Этот биджа имеет золотистый цвет (иногда говорится, что он лучисто-белого цвета и имеет четыре руки). Чтобы произнести звук ХАМ, необходимо сложить губы овалом и выталкивать воздух из горла; при этом внимание сосредоточивается на впадине в нижней части шеи. При правильном произнесении этого звука он вызывает вибрирование мозга и увеличивает поток спинномозговой жидкости в области горла, что придаёт голосу мягкость и мелодичность.
Из пятой чакры исходят произносимые слова, а сердце придает им эмоциональную окраску. Голос человека с преобладающей пятой чакрой пронзает сердце слушающего. Этот чистый звук оказывает влияние на слушателя, изменяя его разум и личность.
Гуна Невежество (Тамас)
Противоборство и борьба по энерции.
Гуна Страсть (Раджас)
Работа чакры в страсти может проявлять в том, что человек идет «по головам», поставив перед собой какую-то цель, реализуя принцип – цель оправдывает средства, жесткий расчет и рационализм.
Гуна Благость (Саттва)
Проявление более чистого, близкого к абсолютному сострадания, чем на анахата чакре. Общение с окружающими строится на принципе служения высшему принципу. Образование семейных союзов происходит на принципе служения. Возникает стремление к совершенству.
Может проявляться в виде высокого искусства, т.е. когда обычное ремесло пения или игры на музыкальном инструменте, поднимается на уровень мистерии и человек способен проецировать высокие духовные вибрации на уровень восприятия других людей. Люди, чье внимание находится на вишудха чакре как правило становятся профессионалами в своем деле, и имеют очень рациональный и продуманный подход.
Сострадание деятельное, которое пытается найти причины страдания и устранить их. Например, человек понимая всю сложившуюся ситуацию в обществе, не просто сострадает или жалеет кого-то, рассуждая как было бы хорошо что-то изменить или как все плохо. Он реально начинает прикладывать усилия к себе, к тому, чтобы делится своей энергией и знаниями, распространять здравомыслие, чтобы изменить ситуацию к лучшему.
Сверхъестественные Силы
- Оставаться вечно молодым и обрести бессмертие;
- Править миром по своему желанию;
- Чувствовать экстаз во всем теле.
- Мумифицировать после смерти свое физическое тело и тысячелетиями в этом мире сохранять его без признаков разложения;
- Разговаривать с животными и растениями.
Славянская проработка
Пение
Носитель биджи
слон Гаджа, владыка травоядных животных.Его кожа имеет дымчато-серый цвет — цвет облаков. Вишудха-чакра приносит уверенность в себе, понимание природы и окружающих обстоятельств и осознание звучания, на что указывают большие уши и изящная походка слона. Самые древние из существующих в настоящее время млекопитающих, слоны несут в себе всю полноту знаний о земле, травах и растениях. Это животное может служить образцом терпения, хорошей памяти, уверенности и наслаждения гармонией с природой.
В отличие от символа первой чакры, слона Айраваты, у которого было семь хоботов, у слона Гаджи только один хобот, символизирующий звук: от семи хоботов осталось только чистое, освобождающее звучание.
Божество
Паньчавактра-Шива.У Паньчавактры камфарно-синяя кожа и пять голов, которые олицетворяют сочетание запаха, вкуса, прикосновения, звучания и того, что видимо глазу, а также слияние 5 элементов в их самых очищенных формах. Начиная с крайней правой головы, лики Шивы символизируют такие его аспекты:
• Агхора. Этот аспект с широко раскрытыми от ярости глазами обитает на площадках для сожжения трупов. У него округлое лицо, и он имеет природу акаши.• Ишана. Этот аспект уже появлялся в шива-лингаме. У него округлое лицо; он имеет природу элемента воды.• Махадева. Центральная голова, имеющая овальную форму. Этому аспекту соответствуют восточное направление и элемент земли.• Сада-Шива. «Вечный Шива» имеет лицо квадратной формы, что позволяет ему распространяться во всех направлениях; его природа связана с элементом воздуха.• Рудра. Владыка Юга имеет треугольное лицо; ему соответствует элемент огня.
Шакти
Шакини.Воплощение чистоты. Шакини-Шакти имеет бледно-розовую кожу и облачена в небесно-голубое сари с зелёным корсажем. Она восседает на розовом лотосе по левую руку от своего пятиголового владыки Шивы.
• Череп — символ отстраненности от иллюзорного мира чувственного восприятия.• Анкушу — посох, с помощью которого она управляет Гаджей. Слон разума может быть высокомерно независимым и двигаться в неверном направлении по причине отравления знаниями.• Писания, содержащие знания об искусстве правильной жизни без затруднений.• Малу, играющую роль могущественного инструмента сосредоточения; при работе с малой ее бусины поочередно перебираются пальцами.
Эффекты от медитации
Медитация на ключичной впадине под горлом приносит хладнокровие, безмятежность, чистоту, мелодичность голоса, власть над речью и мантрами, а также умение сочинять стихи, толковать священные тексты и понимать скрытый смысл сновидений. Кроме того, она делает практикующего молодым, сильным (даёт ему оджас), а также превращает его в хорошего наставника духовных учений (даёт ему брахма-видью).
Характерное поведение, связанное с манипура-чакрой
Тот, кто поднимается на уровень вишуддха-чакры становится полным властелином над самим собой. В этой чакре все элементы (таттвы) сливаются в чистую, сияющую собственным светом акашу. Остаются только танматры: тонкие частоты этих элементов.
При совершении любых карм используются 5 органов действия: руки, ноги, рот, половые органы и анус. Кроме того, здесь проявляются пять кош (оболочек) сознания: грубая, подвижная, чувственная, интеллектуальная и эмоциональная. Пятерка является числом равновесия — это единица, окруженная с обеих сторон двойками. Будучи нечётным числом, пятерка связана с солнечными числами. Планетой-управителем вишуддха-чакры является Юпитер, который в Индии именуют Гуру («передающим знания»).
Земля растворяется в воде и остается во 2 чакре в форме сущности запаха. Вода испаряется в пламени 3 чакры и остается в ней как сущность вкуса. Огонь проникает в 4 чакру и превращается там в сущность формы и внешней оболочки. Воздух 4 чакры смешивается с акашей и становится чистым звучанием. Акаша воплощает собой сущность всех 5 элементов — она не имеет ни цвета, ни запаха, ни вкуса, ни овеществленности, ни формы, так как полностью освобождена от грубых элементов.
Вишуддха-чакра проявляется в человеке в возрасте от 28 до 35 лет. Человек с преобладающей 5 чакрой спит ночью от четырех до шести часов, переворачиваясь с боку на бок.
Отвлекающий характер внешнего мира, чувств и разума уже не представляет собой проблемы. Высшая рассудительность берёт верх над элементами и эмоциями сердца. Такой человек стремится только к тем знаниям, которые несут в себе истину и выходят за рамки времени, общественной обусловленности и наследственности. Основной проблемой, связанной с 5 чакрой, является отрицающий разум, который может развиться при невежественном и немудром применении знаний.
Вишуддха-чакра охватывает 5 планов приносящей блаженство джняны (осознанности), вызывающей равновесие 5 элементов праны (жизненной силы организма), апаны (очищающего тело воздуха) и вьяны (воздуха, регулирующего потоки крови). Жизненно важной для этой чакры становится джана-лока (план человеческого существования), так как именно здесь, посредством шестнадцатимерных миров переживаний, человек получает вести божественной мудрости, которые приводят его к подлинному новому рождению.
Тот, кто поднимается на уровень вишуддха-чакры, следует знаниям — тому пути, который направляет человека к перерождению в состояние божественности. Все элементы преобразуются в свои очищенные сущности, чистейшие проявления. Когда это происходит, человек утверждается к чистом сознании. Он становится читтой — свободным от оков мира, хозяином собственного «Я» во всей его полноте. Вишуддха-чакра воплощает собой чит, космическое сознание.
Описание
Управление любыми процессами с позиции любви ко всему и справедливости; отвечает за правду; блокируется ложью; волекая чакта. Самореализация, творчество, общение, коммуникабельность.
Если человек покидает это тело через вишудха чакру, считается, что он перевоплотится в мир асуров или полубогов. В нем господствуют противоборство, поскольку его обитатели, хоть и вышли на очень высокий эволюционный уровень, но не изжили в себе эго, тщеславие и корысть.
Описание Альберто Виллолдо
Пятая чакра расположена на уровне ямочки под горлом и связана с щитовидной железой, регулятором температуры тела. Управляя скоростью метаболизма (то есть сгорания топлива), эта железа определяет вес тела и восполнение запаса витаминов. В санскрите чакра носит название вишуддха, «чистота». В древнейшем трактате о йоге, написанном полторы тысячи лет назад Патанджали, сказано, что те, кто пробудил этот светящийся центр, обретают сиддхи, волшебные силы. К их числу относятся умение создавать двойников, становиться невидимым, заглядывать в прошлое и определять пути судьбы.
Пятая чакра —психический центр, отвечающий за ясновидение, яснослышание, сверхчувствительность и передачу мыслей. Нарушения в работе пятой чакры приводят к неприятным психическим переживаниям; такие люди оказываются на грани вымысла и действительности и потому подвержены психозам и неврозам. Их фантазии невольно выплескиваются в обыденный мир, а сам человек не в силах отличить воображаемое от реального. Нередкими являются также и расстройства сна. С точки зрения возраста, пятая чакра соответствует периоду с двадцати восьми до тридцати пяти лет, когда человек начинает оставлять свой след в мире. Если чакра очищена, он добивается признания на своем поприще и достигает мастерства
в выбранном занятии. Его положение в обществе определяется опытом и знаниями.
Пятая чакра дарует способность предугадывать будущее. Человек представляет, каким может стать; он ощущает перед собой безграничные возможности. Этот центр делает возможным настоящий самоанализ, так как перед человеком впервые во всей полноте открывается его внутренний мир. Пятая чакра позволяет заглядывать внутрь себя, сознавать собственное устройство. Человек составляет словарь своей эмоциональной, психологической и духовной жизни. Этот душевный словарь разрастается благодаря шестой чакре, а также умению находить в себе средства изменения окружающего мира. Пятая чакра служит началом широкого взгляда на вещи. Человек начинает отождествляться со всем человечеством независимо от расы и места рождения. В первой чакре его личность определялась матерью, во второй—семьей и окружением. В третьей чакре он восставал против родителей и отождествлялся со сверстниками, а в четвертой начинал чувствовать общность со своим народом или культурой. В пятой чакре он наконец-то становится жителем планеты в целом.
Пятая чакра помогает сердцу высказать свои чувства. Она говорит устами любви, доброты и прощения. В этом центре четыре стихии — земля, вода, огонь и воздух — сливаются в чистую энергию, которая становится матрицей наших мечтаний, как медовые соты образуют основу пчелиного улья. Горловая чакра разворачивает матрицу, вокруг которой мы затем выстраиваем свой мир.
Пробужденная горловая чакра позволяет шагать в ногу с жизнью. У каждого из нас выдавались дни, когда не хочется вставать с постели, так как весь мир, кажется, настроен против нас. Ты идешь в кухню и обнаруживаешь, что дома нет хлеба; садишься в машину и на всем пути до работы натыкаешься на красный свет. Когда Вселенная кажется настроенной враждебно, все валится из рук, к согласию с жизнью можно вернуться путем очищения горловой чакры, избавления от загрязняющих ее осадков. Пятая чакра играет роль дымовой трубы для низших центров; она выпускает летучие энергии, которые первой чакре не удалось выпустить в землю. Простейший способ очистить горловую чакру — трижды провернуть ее кончиками пальцев. Я делаю это несколько раз в день, особенно после работы с «токсичными» пациентами.
Отрицательным проявлением этой чакры является отравленность собственными познаниями. В разговоре такие люди не прислушиваются к мнению собеседника.
Ощущение собственной правоты для них важнее взаимопонимания. Опасность, которую таит в себе пятая чакра, заключается в склонности превращать духовные озарения в догмы. Эта патология пятой чакры сказывалась на целых народах и религиях, свидетельством чему служат инквизиция и религиозная нетерпимость в современном мире.
У обычного человека пятая чакра действует как дымовая труба, выбрасывающая «продукты сгорания» низших чакр. Большинство людей используют речь исключительно для выражения эмоциональных потребностей низших чакр. Когда человек начинает сознавать свои психологические и духовные возможности, эта чакра существенно крепнет.
Комментарии (0)