Сутра 46. Самадхи с семенем
- 1. Бейли
- 2. Вивекананда (новый перевод)
- 3. Вивекананда (старый перевод)
- 4. Ганганадха
- 5. Десикачара (Кришнамачарьи)
- 6. Загуменнов
- 7. Островская и Рудой
- 8. Ригина
- 9. Свенсон
- 10. Фальков
- 11. Свами Сатьянанда Сарасвати
- 12. Айенгар Б. К. С.
-
Всё это составляет медитацию с семенем.Бейли
-
Эти разновидности сосредоточения сохраняют в себе семя.Вивекананда (новый перевод)
-
Эти виды сосредоточения имеют семя.Вивекананда (старый перевод)
-
Все эти составляют «имеющую семя» Связь.Ганганадха
-
Все эти процессы направления разума вовлекают объект исследования.Десикачара (Кришнамачарьи)
Комментарий
Может ли разум достичь состояния йоги без исследования объекта? Нет.
Они также включают подготовку, постепенный прогресс и непрерьшный интерес. Без подготовки не может быть основы. Без постепенного прогресса человеческая система может неадекватно отреагировать и взбунтоваться При отсутствии интереса возникают возмущения.
-
Они — всего лишь самадхи-с-семенем.Загуменнов
-
Именно они, [такие виды концентрации], и есть сосредоточение, обладающее семенем.Островская и Рудой
-
Они (Савитарка, Нирвитарка, Сарвичара, Нирвичара) — лишь имеющее семя самадхи («сабиджа самадхи»).Ригина
-
Они составляют медитацию с семенем (самадхи).Свенсон
-
Так получают созерцание-размышление.Фальков
-
Те [стадии, которые до этого объяснены], являются только самадхи с семенем.Свами Сатьянанда Сарасвати
Комментарий
Объект, на котором вы медитируете, есть биджа или семя. Он составляет основу опоры для сознания. В конечном итоге, когда сознание становится сконцентрированным на форме этого биджи, они становятся одним, как соль в воде, и субъективность ума теряется. Ум теряет себя в семени или наоборот, но далее существует стадия, где даже это сознание должно быть исключено. Асмита сознание есть последняя, высшая стадия сознания. В этом состоянии ни сознание, ни объект сознания не теряются. Они находятся в зависимом друг от друга существовании. После этого осознание асмиты должно быть упразднено. Таким образом, сознание так же, как и семя, должно быть удалено. Это как раз подобно выпариванию воды из солевого раствора. Именно ликвидируется процесс осознания, и [сделать] это в самом деле трудно.
Весь процесс от витарки до асмиты есть сабиджа асампраджнята. Здесь сверхсознание имеет основу, на которую оно может опираться. После этого ― нирбиджа. Ваше личное сознание ― это стрела, которая проходит сквозь планы или локи. В каждой локе вы имеете савитарку и нирвитарку, т. е. сначала есть развитие полагания, а затем ― отрицания [объекта]. Сначала есть язык как основа для сознания, затем основа находится в форме отражения, [суждения], а после этого существует просто опыт. Нет слов, нет идеи, ничего. Вы не знаете, что это; это просто знание. Следует заметить, что есть различие между сампраджнята и сабиджа самадхи. Асампраджнята, нирбиджа и нирвикальпа ― различные стадии самадхи. Они не должны путаться или сводиться друг к другу. -
Состояния самадхи, описанные в предыдущих сутрах, зависят от опоры, или семени, и называются сабиджа.Айенгар Б. К. С.
Комментарий
Савитарка, нирвитарка, савичара, нирвичара, сананда и сасмита самадхи известны как сабиджа (с семенем) самадхи.
Самапатти, описанные в сутрах I.17–19 и I.42–45, являются самадхи с семенем. Они зависят от объекта, к которому относятся разум (буддхи) и принцип «я» (асмита). Их семя – это сердцевина существа, единственное место, в котором семена отсутствуют.
Интересно, что все шесть видов упомянутых выше самапатти осуществляются за счет работы мозга. За анализ (савитарка) или отсутствие анализа отвечает передняя часть мозга, за исследование и изучение (савичара) или их отсутствие (нирвичара) – задняя часть. Источником радости (ананда) является основание мозга, а верхняя его часть – источник индивидуальности (асмита).
Посредством йогических дисциплин садхака трансформирует свое внимание, обращая его от плотного к тонкому. Достигая вершины природы – мозга, садхака обретает совершенное мастерство в контролировании состояний сознания. Он обнаруживает способность по желанию останавливать любую – будь то намеренная или ненамеренная – работу мозга (см. IV.4). Поэтому такое самадхи называется самадхи с опорой.
Если созерцание относится к природе, можно говорить только о самапатти с семенем. Созерцание созерцателя, который суть источник любого семени, осуществляется без опоры. Созерцатель и природа вечны, однако природа подвержена изменениям, а созерцатель неизменен. Созерцатель не нуждается в поддержке, единственная опора для него – это его собственная самость. Поэтому созерцание созерцателя является самадхи без семени, или без опоры (нирбиджа). Иное самадхи, которое наступает после сабиджа самадхи и предшествует нирбиджа самадхи, Патанджали разъясняет в сутре I.18.
Подобно лепесткам лотоса, которые раскрываются с лучами восходящего солнца, а на закате прячутся в бутон, «лепестки» мозга устремляются от периферии к его источнику – стволу и «укрываются» в нем. Таким образом останавливается любая работа мозга. Достигаемое вследствие этого состояние обычно называют асампраджнята самадхи. Это порог, ведущий от сабиджа к нирбиджа самадхи. Оставаясь на пороге, садхака лишь обретает господство над элементами, не более того. Отступая назад – попадает в ловушку удовольствия и боли. Осмелившись идти дальше – достигает свободы и счастья.
Комментарии (0)