Сутра 24. Определение Ишвары

  • Этот Ишвара есть душа, нетронутая ограничением, свободная от кармы и желания.
    Бейли
  • Ишвара (Высшее существо) есть пуруша особого рода, свободный от страдания, действий, их результатов и желаний.
    Вивекананда (новый перевод)
  • Ишвара [Верховный Правитель] есть особый Пуруша, непричастный страданию, следствию действий или желаний.
    Вивекананда (старый перевод)
  • Высший Бог — необыкновенный Дух, безучастный к Несчастьям, Действиям,Осуществлениям и Склонностям.
    Ганганадха
  • Бог — это Высшее Существо, чьи действия никогда не основаны на неправильном постижении.
    Десикачара (Кришнамачарьи)
  • Ишвара — это особый пуруша, свободный от клеш, кармы, вызревания её плодов и вместилища самскар.
    Загуменнов
  • Ишвара есть особый Пуруша, не затронутый аффектами, кармой, [её] созреванием и [скрытыми] «следствиями».
    Островская и Рудой
  • Ишвара — особый Пуруша, не затронутый страданиями, судьбой и их последствиями.
    Ригина
  • Ишвара — особенный Пуруша, которого не затрагивают несчастья, впечатления, действия и их результаты.
    Свенсон
  • Ишвара есть высшее существо, чуждое [суетных] переживаний, действий, их результатов и желаний.
    Фальков
  • Бог — это особая душа, которой не касаются омрачения, действия, их следы и их плоды.
    Свами Сатьянанда Сарасвати

    Комментарий

    В этой сутре проясняется природа Бога. [Йога] Патанджали не предусматривает веру в личного Бога. Идея Бога [в йоге] сводится к некоему духовному сознанию, которое настолько чистое, что совершенно свободно от каких бы то ни было отношений с кармой, [а поэтому] и от ее влияния. Понимание этой сутры требует ясного представления о том, что составляет истинный дух индийской садханы. Индийская садхана включает в себя множество разновидностей йоги: такие, как раджа йога, хатха йога, мантра йога, карма йога, лайя йога и тантра. Фундаментальной же основой индийской садханы является вверение себя высшей реальности. И это является истиной в равной степени как для обычного человека, так и для индийских философов, обладающих высоким интеллектом.
    Человек может вверить себя Богу, только если он осознает свою ограниченность. Когда вы знаете, что вы ограничены [в своих возможностях], вы не собьетесь с пути, если можете полностью вверить себя Богу. Пока вы верите, что [сами] обладаете определенными необходимыми для этого качествами, вы не можете быть действительным бхактой. Бхакти начинается, когда вы действительно знаете себя, когда вы знаете свою истинную природу и уверены в [своей ограниченности]. Человек, как он есть, слаб, но благодаря неведению он думает, что обладает [определенной] силой и [необходимыми] способностями. Ишвара пранидхана означает не только посещение храма; она требует полного вверения себя путем погружения на довольно длительное время в процесс непрерывного самоанализа.
    Дополнительно к ишвара пранидхане последователю следует выполнять и другую садхану. Вверение себя Богу является одним из самых быстрых путей самореализации. Ишвара есть особый пуруша, которого не касаются пять омрачений, пять видов действий, три вида плодов действий и семян кармы. Пять омрачений ― это неведение, чувство «я», рага, двеша и страх смерти. Эти омрачения коренятся в каждом уме, но Бог свободен от них. Действия или карма бывают трех видов: хорошая, плохая и смешанная. Соответственно действия имеют хорошие, плохие и смешанные плоды, реализующиеся как продолжительность жизни, наслаждение и вид дения. Бог свободен от всех этих аспектов.
    Именно благодаря нашей прошлой карме мы получаем рождение в благоприятных или неблагоприятных условиях, свое здоровье и определенную продолжительность жизни, возможность наслаждаться и ментально развиваться. На все это влияют наши прошлые поступки. С этим багажом, поступая так или иначе, мы продолжаем накопление новых следов. Таким образом, совокупность накопленных следов, которая называется кармашайя, продолжает возрастать и нам приходится наслаждаться их хорошим или плохим влиянием в будущих рождениях. Бог совершенно свободен от кармашайи.
    В соответствии с санкхьей, во вселенной существует множество пуруш. Среди них Ишвара является вышестоящим. Он подобен царю, который, хотя и является человеческим существом, обладает особым статусом, благодаря тому, что является правителем. Подобным образом Бог есть особого рода пуруша, благодаря тому, что совершенно свободен от аспектов, которые для других пуруш проявляются как связывающие. По своей природе другие пуруши также свободны от пракрити, но они вступают в контакт с пракрити и, благодаря этому контакту, проходят через различные рождения и перерождения. Ишвара же вечно свободен. Пурушавишеша ― это особое состояние сознания, которое находится за пределами вещей, о которых упоминалось выше, тем не менее, оно проявляется в каждом человеке на земле. Поэтому для каждого человека, каждой личности возможно достижение высшего бытия, которое есть пуруша-вишеша. Но для этого каждый должен реализовать концепцию Ишвары, т. е. иметь прямой опыт его осознания, поскольку интеллектуальной концепции, которую мы обычно используем, недостаточно.

  • Господь суть Высшее Существо, полностью свободное от противоречий. Он не затронут действием и пребывает вне причины и следствия.
    Айенгар Б. К. С.

    Комментарий

    Господь суть особая, единственная в своем роде Сущность (пуруша), свободная от страданий и не подвластная действию, его реакциям и остаточным эффектам.

    Ишвара суть Высшая Душа, Господь. Он хозяин всего. Он не подвержен клешам (страданиям) и свободен от плодов действия. Безмятежный, Он пребывает в своем собственном Существе. Он свободен и абсолютен. (О клешах см. II.3.)
    Человек, прежде чем прийти к освобождению, проходит через боль. Господь же не знает ни боли, ни удовольствия, ни горя, ни радости, ни уныния, ни восторга. Господь извечно свободен. Человеку же, прежде чем познать вкус свободы, необходимо избавиться от всех подсознательных впечатлений. (См. III.36.)
    Существует разница между пурушей (индивидуальной душой) и пуруша вишешой (Универсальной Душой). И поскольку Господь отличен от индивидуальной души, его называют Ишварой.

Другие направления