Сутра 23. Или преданностью Ишваре

  • Интенсивной любовью к Ишваре достигается знание Ишвары.
    Бейли
  • А также благодаря любви к Ишваре.
    Вивекананда (новый перевод)
  • Или преданностью Ишваре.
    Вивекананда (старый перевод)
  • Или от Преданности Высшему Богу.
    Ганганадха
  • Тот, кто возносит регулярные молитвы к Богу с чувством смирения перед его мощью, безусловно обретёт возможность достичь состояния йоги.
    Десикачара (Кришнамачарьи)

    Комментарий

    Патанджали признает, что попытки изменить состояние нашего разума в сторону йоги наталкиваются на препятствия, которые различны по своей силе. Но тот, кто обладает врожденной верой в Бога, наверняка способен преодолеть все эти препятствия.
    В следующих сутрах Патанджали дает свое определение Бога.

  • Или посредством ишвара-пранидханы.
    Загуменнов
  • Или же [сосредоточение достигается] вследствие упования на Ишвару.
    Островская и Рудой
  • Либо отдача всего себя Ишваре [и делание Ишвары побудителем всех своих поступков].
    Ригина
  • Или благодаря преданности Ишваре (Всевышнему Господу).
    Свенсон
  • Или [всё вышеперечисленное можно получить] через преданность Ишваре.
    Фальков
  • Или (асампраджнята самадхи) может быть достигнуто преданностью Ишваре.
    Свами Сатьянанда Сарасвати

    Комментарий

    Обычно «ишвара» переводится как «бог». Но под богом нам следует иметь в виду не личность, а высшее духовное сознание. Оно не физическое, не ментальное, а чисто духовное. Если последователь по своему опыту знает, что он не способен идти через стадии веры, энергии и т.д., тогда для достижения высшей цели он может использовать другое средство, которым является преданность Ишваре. Некоторые йоги достигают самадхи с рождения, другим приходится прилагать усилие, очень серьезное усилие и [испытывать] великое напряжение, чтобы достичь этой цели. Существует много последователей, которые не в состоянии прилагать требуемые усилия, так как они не обладают необходимыми для этого способностями. Но надежда для них всеже существует. Патанджали рекомендует использовать сильную преданность Богу как путь достижения цели, не уступающий в надежности другим.
    Слово «ва» в этой сутре указывает на то, что метод, описанный здесь, не является обязательным. Слово «пранидхана» означает [состояние] полного, абсолютного, совершенного помещения. Все свое осознание, свой разум, свое мышление и сознание полностью помещаются в Ишвару. Эта сутра по-разному объясняется разными авторами. Например, говорится, что значение этой сутры заключается в том, что самадхи можно получить путем отдачи себя на милость Богу. Или говорится, что самадхи достигается с помощью фиксирования ума на Господе. Некоторые говорят, что это осознание, которое должно быть помещено в Бога. Но чтобы правильно понять сутру, нам необходимо иметь ясную идею Бога. В разных религиях это слово используется по-разному. В некоторых религиях верят в личного бога, другие рассматривают Его как правителя или создателя вселенной. Некоторые люди считают, что Бог не существует и есть только всемирное сознание. В этой связи мы должны заметить, что философия йоги это ответвление санкхьи, которая является атеистической доктриной. Подобным образом идея Бога отсутствует в буддизме.
    Это действительно удивительно, что Патанджали, который взял свои философские идеи из санкхьи, намеренно говорит о Боге и преданности ему. Возможно, он внес концепцию Господа в целях духовного благоденствия человечества [в целом]. Мы должны заметить, что учителю йоги не следует учить, [проповедуя] атеизм, даже если он сам атеист, потому что средний человек во всех странах мира находит великое утешение в идее Бога. Отчетливо осознавая, что идея Бога не вполне подходит к атеизму санкхьи, Патанджали должен был внести эту идею в свою сутру, поскольку считал, что принципиальное назначение его йоги ― дать практический путь жизни, на котором у каждого была бы возможность иметь прогресс в духовном развитии в соответствии со своими убеждениями, ограничениями и предположениями.
    Он вполне осознавал, что духовному учителю не следует навязывать свой личный опыт тогда, когда дает наставления начинающему, и поэтому он должен был найти возможность включения в свою философию и Бога, хотя он сам мог быть атеистом.
    Вообще, относительно Бога существует три концепции. Первая ― концепция философов и мыслителей Индии, которые не рассматривают Бога как нечто отличное от человека, при этом говоря, что атман есть Параматман. Вторая ― позиция тех, кто считает, что Бог находится в сердце человека и в Его поисках никому не нужно идти вовне. Третья ― это концепция двойственности ― вера большинства людей, предполагающая существование и Бога, и человека.

  • Или читту можно обуздать путем глубокого размышления о Господе и полной капитуляции перед Ним.
    Айенгар Б. К. С.

    Комментарий

    Созерцать Господа, сдаться на Его милость, значит представить все перед Его взором. Пранидхана подразумевает сдачу на милость Универсальной Души всего – и эго, и добродетели, и боли, и удовольствия, и горестей, и радостей, и счастья, и несчастья. Полная капитуляция перед Всевышним стирает эго, и милость Божья нисходит на ищущего подобно потоку ливня.

Другие направления