Сутра 1. Введение в йогу

  • Следующие инструкции касаются Науки Единения.
    Бейли
  • Здесь дано объяснение сосредоточения.
    Вивекананда (новый перевод)
  • Вот объяснение сосредоточения.
    Вивекананда (старый перевод)
  • Теперь [начнём] описание Йоги.
    Ганганадха
  • С этого начинается авторитетное наставление по йоге.
    Десикачара (Кришнамачарьи)

    Комментарий

    Первая сутра вводит в существо рассматриваемого вопроса, как это и положено в соответствии с устными традициями. В древней санскритской литературе принято, что первое слово, атха, служит дополнением к молитве, обеспечивая благоприятное начало и успешное завершение предстоящей работы.

    Патанджали отмечает, что рассматриваемый предмет имеет древнюю предысторию и сам он не является его основоположником. Но, изучив сей предмет до необходимой глубины под руководством наставника, он стал достаточно компетентным, чтобы разделить постигнутое со своими последователями. Избранный им стиль вполне подходит для последующей передачи новым ученикам в традиционной устной манере.

  • Вот наставление в йоге.
    Загуменнов
  • Итак, наставление в йоге.
    Островская и Рудой
  • Вот изложение йоги.
    Ригина
  • Вот наставления науки йоги.
    Свенсон
  • Сейчас будет объяснён способ овладения природой посредством Йоги.
    Фальков
  • Теперь [поэтому] полные наставления, касающиеся йоги.
    Свами Сатьянанда Сарасвати

    Комментарий

    Атха: здесь мы остановимся и попытаемся выяснить, почему авториспользовал слово «атха». Он мог бы применить выражение «атра йоганушасанам», что означает «здесь наставления по йоге», но использовал слово «атха». «Атха» означает «теперь, поэтому», что позволяет считать, что эти наставления по йоге находятся в [определенной] связи с некоторыми предшествующими наставлениями. Слово «атха» используется здесь, чтобы указать на то, что последующие наставления по йоге даются ученику после его самоочищения посредством карма йоги и подчинения ментальных тенденций с помощью бхакти йоги. Таким образом, имеется в виду, что наставления по йоге, которые последуют далее, станут понятны, интересны, а также плодотворны для тех, чье сердце чисто, а ум пребывает в покое; в противном случае [последователя] ждет неудача. Те, чей разум нечист и тенденции ума таковы, что он подвержен колебаниям, не смогут практиковать то, чему наставляет эта шастра. Поэтому слово «атха» использовано для того, чтобы подчеркнуть необходимость подготовки себя с помощью карма йоги, бхакти йоги и других средств.
    Йога: значение слова дается в последующих сутрах.
    Анушасанам: здесь смысловое слово ― «шасанам»; «ану» является приставкой, подчеркивающей полноту. «Шасан» ― слово, которое означает установление правила, порядка; указание, наставление. От него произошло слово «шастра», которое обычно понимается как «писание». Буквально же оно значит процесс наставления и установление правил. От того же корня произошло другое слово ― «ишвара», которое означает властелин, правитель, господин и которое обычно используется для обозначения Бога.
    Итак, следует понимать, что анушасанам означает наставления. Если вы читали другие комментарии к Йога-сутре, вы могли обнаружить, что слово «анушасанам» переводится как описание, объяснение. Но если это слово надлежащим образом проанализировать, то выяснится, что в общем [контексте] этот перевод неправильный. Он совершенно не соответствует тексту, потому что сами сутры настолько просты и лаконичны, что не могут служить ни объяснением, ни описанием; они могут быть только наставлением.
    Что такое йога, практика йоги, состояния ума, личное экспериментирование, место Бога в йоге ― эти и другие близкие к ним вопросы рассматриваются в этой книге. Конечно, по йоге существуют и другие работы: описания, комментарии, критика, в том числе таких великих знатоков как Вьяса, Бходжа и Вигьян Бхикшу. Итак, принимаем окончательно, что слово «анушасанам» означает полные наставления.

  • С молитвамио божественном благословении приступим теперьк изложению священного искусства йоги.
    Айенгар Б. К. С.

    Комментарий

    атха теперь; благоприятность; молитва; благословение, благодать; авторитет; добрый знак
    йога соединение, единение, слияние, сочетание; применение, использование; средство; результат; глубокая медитация, концентрация, созерцание Высшего Духа
    анушасанам совет, направление, предписание, наставление, наказ; изложение правил и заветов; переработанный текст, введение или руководство, представленные в методической форме

    Ниже следует подробное, последовательное изложение йогической дисциплины, задача которой – сориентировать человека в его движении к внутренней ровности.

    Патанджали был первым, кто рассмотрел и описал йогу как упорядоченную систему практических наставлений и правил поведения. То, как он использует слово «теперь», подчеркивает необходимость пролить новый свет на старый и уже известный предмет. Основываясь на собственном опыте, он по-новому исследует проблему человека и предлагает нам поистине монументальный, актуальный во все времена труд. Для современников Патанджали его слова, должно быть, были предельно ясны – ведь даже духовно бедному человеку нашего времени они, несмотря на порой крайнюю сжатость, не кажутся замысловатыми и трудными для понимания.
    Возможно также, что «теперь» связывает Йога-сутры с предыдущими трактатами Патанджали по грамматике и аюрведе, обозначая последовательность и преемственность этих работ. Поскольку знание грамматики – необходимое условие для ясной речи и правильного понимания, а знание аюрведической медицины – для чистоты тела и внутреннего равновесия, овладение этими двумя дисциплинами можно рассматривать как необходимую предпосылку для постижения Йога-сутр. Вместе эти две ранние работы Патанджали подготовили почву для изложения искусства йоги, которое описывает процесс возделывания сознания и его окончательную трансценденцию и позволяет человеку избавиться от цикла перерождений.
    Вместе взятые эти труды известны как мокша-шастры (духовные дисциплины), которые отслеживают движение человека от физического и ментального рабства к окончательной свободе. Трактат о йоге вытекает из работы Патанджали об аюрведе и подводит ученика (садхака) к обретению возделанного и уравновешенного сознания.
    В первой главе Патанджали анализирует составляющие сознания и их работу и описывает способы усмирения колебаний сознания, которое необходимо для достижения внутренней погруженности и целостности. Вторая пада посвящена описанию средств осуществления йоги, цель которых – наполнить движение к свободе физической силой, здоровьем и жизненностью и привести его в соответствие с правилами этики. Третья глава готовит человека к видению души. Четвертая пада описывает, как ум растворяется в сознании, а сознание – в душе, и садхака вкушает нектар бессмертия.
    Брахма-сутры, трактат, посвященный философии Веданты (знание Брахмана), также начинается со слова атха, «теперь»: атхато Брахма джиджняса. Здесь «теперь» обозначает желание познать Брахмана. Брахман выступает объектом изучения и на протяжении всей работы рассматривается именно в этом качестве. В Йога-сутрах то, что мы должны обнаружить и постичь, – это созерцатель, или наше истинное «Я». Поэтому йога рассматривается как субъективное искусство, наука и философия. Как видно из глоссария, слово «йога» имеет множество значений, но здесь его следует понимать как самадхи – неделимое существование.
    Итак, эту сутру можно понять как: «ниже излагается сформировавшаяся на основе опыта наука интеграции, задача которой – помочь исследовать ту сокрытую часть человеческого существа, постижение которой лежит за пределами человеческих чувств».

     

     

  • С молитвамио божественном благословении приступим теперьк изложению священного искусства йоги.
    Айенгар Б. К. С.

    Коммментарий

    Ниже следует подробное, последовательное изложение йогической дисциплины, задача которой – сориентировать человека в его движении к внутренней ровности.

    Патанджали был первым, кто рассмотрел и описал йогу как упорядоченную систему практических наставлений и правил поведения. То, как он использует слово «теперь», подчеркивает необходимость пролить новый свет на старый и уже известный предмет. Основываясь на собственном опыте, он по-новому исследует проблему человека и предлагает нам поистине монументальный, актуальный во все времена труд. Для современников Патанджали его слова, должно быть, были предельно ясны – ведь даже духовно бедному человеку нашего времени они, несмотря на порой крайнюю сжатость, не кажутся замысловатыми и трудными для понимания.
    Возможно также, что «теперь» связывает Йога-сутры с предыдущими трактатами Патанджали по грамматике и аюрведе, обозначая последовательность и преемственность этих работ. Поскольку знание грамматики – необходимое условие для ясной речи и правильного понимания, а знание аюрведической медицины – для чистоты тела и внутреннего равновесия, овладение этими двумя дисциплинами можно рассматривать как необходимую предпосылку для постижения Йога-сутр. Вместе эти две ранние работы Патанджали подготовили почву для изложения искусства йоги, которое описывает процесс возделывания сознания и его окончательную трансценденцию и позволяет человеку избавиться от цикла перерождений.
    Вместе взятые эти труды известны как мокша-шастры (духовные дисциплины), которые отслеживают движение человека от физического и ментального рабства к окончательной свободе. Трактат о йоге вытекает из работы Патанджали об аюрведе и подводит ученика (садхака) к обретению возделанного и уравновешенного сознания.
    В первой главе Патанджали анализирует составляющие сознания и их работу и описывает способы усмирения колебаний сознания, которое необходимо для достижения внутренней погруженности и целостности. Вторая пада посвящена описанию средств осуществления йоги, цель которых – наполнить движение к свободе физической силой, здоровьем и жизненностью и привести его в соответствие с правилами этики. Третья глава готовит человека к видению души. Четвертая пада описывает, как ум растворяется в сознании, а сознание – в душе, и садхака вкушает нектар бессмертия.
    Брахма-сутры, трактат, посвященный философии Веданты (знание Брахмана), также начинается со слова атха, «теперь»: атхато Брахма джиджняса. Здесь «теперь» обозначает желание познать Брахмана. Брахман выступает объектом изучения и на протяжении всей работы рассматривается именно в этом качестве. В Йога-сутрах то, что мы должны обнаружить и постичь, – это созерцатель, или наше истинное «Я». Поэтому йога рассматривается как субъективное искусство, наука и философия. Как видно из глоссария, слово «йога» имеет множество значений, но здесь его следует понимать как самадхи – неделимое существование.
    Итак, эту сутру можно понять как: «ниже излагается сформировавшаяся на основе опыта наука интеграции, задача которой – помочь исследовать ту сокрытую часть человеческого существа, постижение которой лежит за пределами человеческих чувств».

     

     

Другие направления