Сутра 18. Определение асампраджнята самадхи

  • Следующая стадия самадхи достигается, когда однонаправленной мыслью внешняя деятельность успокаивается. На этой стадии читта отвечает только на субъективные впечатления.
    Бейли
  • Существует ещё одна разновидность самадхи, достигаемая постоянным упражнением в прекращении всей мыслительной деятельности, в которой читта сохраняет в себе только непроявившиеся впечатления.
    Вивекананда (новый перевод)
  • Есть другое самадхи, достигаемое постоянным упражнением в прекращении всякой умственной деятельности, в котором Читта удерживает только непроявленные впечатления.
    Вивекананда (старый перевод)
  • Другая (т.е. Абстрактная Связь) — это та, в которой Впечатление — это всё,что остаётся, и которой предшествовала (была причиной) практика того[Бесстрастия], которое было причиной прекращения [Функций].
    Ганганадха
  • Обычные ментальные возмущения отсутствуют. Однако память о прошлом остаётся.
    Десикачара (Кришнамачарьи)

    Комментарий

    Если разум поднимается до состояния йоги и пребывает в нем.
    В этом состоянии "восприятие" - процесс мгновенный, а не постепенно развивающийся. Воспоминания остаются, помогая нам жить в повседневном мире не вызывая тревог.

  • Другому виду самадхи предшествует постоянное упражнение в идее-импульсе (пратьяя) приостановки деятельности читты; в нём сохраняются лишь самскары.
    Загуменнов
  • Другое [сосредоточение, при котором] остаются [только] формирующие факторы, предваряется практикой, обусловливающей прекращение [деятельности сознания].
    Островская и Рудой
  • Практика прекращения мышления, [когда сохраняется] только наполненность остаточными впечатлениями (Санскарами) — это иное (Асампраджнята самадхи).
    Ригина
  • Существует и другая медитация, достигаемая практикой остановки мысли,чтобы оставались только санскары (впечатления ума).
    Свенсон
  • Возможен и другой случай, когда используется полное прекращение всякой мыслительной активности.
    Фальков
  • Другому самадхи (асампраджнята) предшествует непрерывное занятие по останавливанию содержания ума. В нём ум остаётся в форме следов.
    Свами Сатьянанда Сарасвати

    Комментарий

    В отношении этого вида самадхи существует одна неправильная концепция, созданная интеллектуалами. Нам следует четко понимать, что всякое углубление сампраджнята самадхи сопряжено с состоянием асампраджнята самадхи и что последняя не есть нирбиджа самадхи. Асампраджнята самадхи принадлежит к категории сабиджа самадхи. Нирбиджа самадхи является самым высоким типом, и поэтому обе: и сампраджнята, и асампраджнята ― есть разновидности сабиджа самадхи. Когда духовный последователь выходит из области дхьяны и входит в самадхи, это особое состояние известно как витарка самадхи праджнята. Если совершеноваться в ней, далее следует асампраджнята. Следующая стадия ― это вичара сампраджнята, за которой снова следует асампраджнята. Подобное исходит и с ананда и асмита самадхи. Асмита сампраджнята самадхи в конечном итоге достигает вершины в нирбиджа самадхи.
    Вернемся к сутре. Вирам значит останавливание или совершение полной остановки. Пратьяя ― это содержание ума. Наше сознание имеет нечто, на чем оно пребывает в течение концентрации. Эта поддержка, которая может быть символом или определенной идеей, грубой или тонкой, и называется пратьяей. Когда мы медитируете на АУМ, форма АУМа для ума является пратьяей. Аналогично и с другими символами. Иногда утверждается, что необходимо отсутствие символа, так как высшее бытие бесформенно. Но это только одна из разновидностей теологической и философской путаницы, созданной интеллектуалами.
    Действительно, Бог, или высшее бытие, не имеет формы или образа, но в течение процесса медитации последователь должен иметь нечто, на чем его ум может покоиться. Различие между сампраджнята и асампраджнята поэтому проясняется Патанджали. В асампраджнята самадхи нет осознания какого-либо символа. Это называется вирама пратьяя ― прекращение осознавания символа. Но простое отсутствие символа не означает, [что это] сампраджнята. В асампраджняте за этим [прекращением осознавания символа] следует некое динамическое состояние сознания. Это состояние лайя, которое приходит между витаркой и вичарой, вичарой и анандой и т.д., не свободно от самскар. Здесь сознание не статично, хотя символ и отсутствует. В самом протекании состояния лайя существует скрытый динамизм, называемый самскара. Когда самскара полностью заканчивается, сознание совершенно прекращается. Это состояние есть нирбиджа, потому что нет более необходимости в сознании. Таким образом, асампраджнята обладает двумя определенными характеристиками: первая ― отбрасывание пратьяи и вторая ― присутствие самскары. Этому состоянию предшествует практика.
    Практика включает состояние витарки, вичары и т. д. В витарка самадхи последователь сознателен к какому-либо объекту без осознавания чего-либо еще. Когда эта практика продолжительна, осознание этого символа ― пратьяя также прекращается и это есть состояние лайя. Из этого состояния лайи последователь или восходит к следующему более высокому состоянию, или может возвратиться в состояние осознавания символа. Может даже случиться, что он вернется в состояние дхьяны или дхараны. Состояние асампраджняты похоже на состояние ниродхи. Из него можно или подняться в более глубокое состояние сознания, или вернуться назад в более грубое состояние.
    Это очень важно. Необходимо заметить, что когда вы вступаете в состояние витарка, личная сознательная сила воли перестает функционировать и вся сфера деятельности удерживается самскарами. Это то динамическое сознание, которое продвигает последователя дальше, и оно же снова переносит его назад в состояние дхьяны, дхараны и викшепы.
    Слово самскара может быть переведено как скрытые или дремлющие отпечатки, или прошлые впечатления. Возможно, это не совсем правильное значение. Самскара это семя, которое дает жизнь состоянию сампраджнята самадхи. После этого состояния семя иссякает, давая [возможность] появится нирбиджа самадхи. Нирбиджа ― совсем не состояние сознания. Это состояние, лишенное осознавания, лишенное сознания.
    Согласно йоге, сознание или осознание существует в форме движения или вибрации. Оно включает в себя и спокойствие. Таким образом, асампраджнята самадхи, в соответствии с этой сутрой, наступает тогда, когда остается только самскара, а осознание объекта отбрасывается благодаря практике (абхьясе).
    Необходимо прояснить заблуждение, распространенное среди ученых, которые не практикуют самадхи, а рассматривают его интеллектуально. Заблуждение заключается в убеждении, что [самадхи наступает, когда] объектное осознание или [осознание] самскары в конце концов отбрасывается. В действительности это не совсем так. Сознание объекта не исчезает совершенно; оно только меняет слои нашего прошлого опыта. Обычное приятие символа происходит сквозь эти слои, но когда посредством практики они растворяются, объект может быть виден совершенно ясно.
    Вот что происходит, когда ученик следует от витарки к вичаре и т. д. В дхаране объект появляется в виде некоего сформированного образца грубого сознания*( * Под грубым сознанием имеется в виду сознание, воспринимающее с помощью органов чувств, т.е. грубые объекты. (Прим. пер.) ). В дхьяне существует образец сконцентрированного сознания. В витарка-самадхи ― образец сознания за пределами ментальности, в вичаре ― образец созерцательного сознания** (** Под созерцательным сознанием имеется в виду сознание, содержанием которого являются объекты, не воспринимаемые с помощью органов чувств, т.е. тонкие. (Прим. пер.) ), в ананде ― это образец [cознания] блаженства и т. д., но пратьяя сохраняется до конца. Она отбрасывается только кратковременнно; тогда она называется вирама пратьяя. В асампраджнята самадхи пратьяя или осознание символа отбрасывается, но [отсутствие содержания сознания] очень кратковременно. Оно опять самовосстанавливается, но не в прежнем естестве.
    Состояние осознания теперь может быть либо тоньше, либо грубее. Асампраджнята самадхи ― это не непрерывное состояние. Это только промежуточное состояние, в котором сознание пытается выйти за свои пределы [и перейти] на другой план. Это подобно тому, как человек выходит из машины и садится в самолет. Это кратковременный период пересадки из одного транспорта в другой.
    Витарку или другие стадии, равно как и стадии асампраджняты, приходилось испытывать, можно сказать, большинству практиков. Единственная трудность заключается в том, что эти стадии нестабильны, они неустойчивы. Поэтому никогда не следует [просто] отказываться от объекта или символа, чем бы он ни был: крестом, шива лингамом или любым другим подходящим объектом. Следует с помощью продолжительной практики идти к более глубоким состояниям до тех пор, пока, наконец, не будет достигнуто состояние асампраджняты. Но это в действительности чрезвычайно трудно.

  • Пустота, возникающая в самадхи, суть иное самадхи. Скрытые впечатления дремлют, но в мгновения осознанности всплывают на поверхность, создавая колебания и нарушая чистоту сознания.
    Айенгар Б. К. С.

    Комментарий

    Я уже упоминал, что Патанджали указывает на еще одно самадхи, которое является промежуточным между нирбиджа и сабиджа самадхи, однако не называет его. Это самадхи познается только при остановке всех функций мозга, в состоянии, где присутствуют лишь остаточные впечатления (самскары) хороших действий. Здесь человек свободен от страстей, желаний и устремлений.
    Это состояние известно как вирама пратьяйя[2]. Пребывая в нем, садхака достигает возвышенного уровня бытия, в котором разум спокоен. В обычной жизни мы приближаемся к вирама пратьяйе за несколько мгновений перед тем, как погрузиться в сон, когда интеллект перестает цепляться за различные мысли и объекты, а ум становится спокойным. Это состояние напоминает манолайю. Подобно тому, как река впадает в море, ум погружается в самость. В тот момент, когда человек теряет ощущение «я», он входит в вирама пратьяйю, которая сама по себе ни отрицательна, ни положительна. Здесь прекращается движение сознания. Патанджали называет вирама пратьяйю иной (аньях) разновидностью самадхи. Такое самадхи не намеренно, но естественно.
    В сампраджнята самадхи, произвольном самадхи, разум растворяется, но ощущение «я» остается. Самскары, накопленные в результате хороших действий, сохраняются, но все остальные колебания прекращаются. Вирама пратьяйя – это некое «духовное плато», откуда садхака может осуществлять свое дальнейшее восхождение. Поскольку оно лишь переходное, промежуточное состояние, его нельзя принимать за цель пути. Чтобы не «закоснеть» в нем и познать абсолютное (нирбиджа) самадхи, необходимо просто усилить свою садхану. (О нирбиджа самадхи см. I.50–51.)
    Следующая сутра повествует о тех, кто, оставаясь в вирама пратьяйе, покоряет элементы природы и растворяется в них и кто подобно ангелам, деватам, существует без физического тела. Рамакришна Парамахамса, Рамана Махариши, Шри Ауробиндо долгое время пребывали в вирама пратьяйе, не ощущая своего тела, но позже явились, дабы познать нирбиджа самадхи. Такие садхаки называются пракритилайянами (лайя = растворенный в природе) и видехинами (существующие вне тела). Иные йогины, также достигшие духовных высот, застревают на перепутье, принимая его за конец пути. Оставаясь там и не предпринимая попыток продолжить садхану, они лишаются милости йоги. Бог Кришна называет таких учеников йога-бхрашты. Он говорит (Бхагават-гита, VI.41–43): «Йогины, намеренно лишившие себя милости йоги, родятся в домах добродетельных и богатых людей, где проживут счастливую, праведную и долгую жизнь. Тем же, кто лишает себя милости йоги ненамеренно, суждено родиться в семье бедных, но мудрых йогинов. Здесь они заново обретут стремление к совершенству и начнут свое движение оттуда, где остановились в предыдущей жизни» (См. также IV.1–2.)
    Вирама пратьяйя таит в себе опасность. Она может навсегда поймать ищущего в свои сети, а может и возвысить его. В сутре I.20 Патанджали дает наставления тем, кто достиг вирама пратьяйи. Он советует не останавливаться в ней, но удвоить свои усилия и, вооружившись памятью и созерцающей осознанностью, с верой и мужеством устремиться вперед.
    Шри Вьяса, первый толкователь сутр Патанджали, называет такое удвоенное усилие упайя пратьяйя (упайя означает средство достижения цели, прием). Благодаря упайя пратьяйе упомянутые выше возвышенные души достигали нирбиджа самадхи.
    Для обозначения самадхи, познаваемого посредством витарки, вичары, ананды и асмиты, Патанджали вполне точно использует слово сампраджнята. В этой сутре речь идет о намеренном поддержании свободного от мыслей сознания. Однако Патанждали не дает четкого определяющего понятия, но использует слово аньях, иной. Другими словами, он говорит об иной разновидности самадхи, а не о асампраджнята самадхи, как предполагают многие толкователи.

Другие направления