Сутра 19. Прошлые заслуги, необходимые для асампраджнята самадхи

  • Описанное только что самадхи не проникает за границы мира феноменов;оно не проникает дальше богов, связанных с этим конкретным миром.
    Бейли
  • [Когда самадхи не сопровождается полным отказом от всех привязанностей],оно становится причиной нового проявления богов и тех, кто слился с природой.
    Вивекананда (новый перевод)
  • Самадхи, несопровождаемое крайним отречением, становится причиною новых явлений богов и тех, которые слились с природою.
    Вивекананда (старый перевод)
  • Связь «Благодаря Иллюзии» обнаруживается среди «Бестелесных Существ»и «Существ, поглощённых Природой».
    Ганганадха
  • Будут такие, которые родятся в состоянии йоги. Им не нужны упражнения или самодисциплина.
    Десикачара (Кришнамачарьи)

    Комментарий

    Неизбежно, из-за того что нас в мире многие миллионы.
    Но такие люди редкость и им не следует завидовать. В действительности, некоторые из них могут не устоять перед влиянием мирских искушений и потерять свои врожденные способности.

  • У существ бестелесных и слившихся-с-природой средство достижения самадхи — бытие (бхава-пратьяя).
    Загуменнов
  • [Бессознательное сосредоточение], обусловленное существованием, [бывает] у бестелесных и растворенных в первопричине существ.
    Островская и Рудой
  • Растворение всего себя в реальности (Пракритилайя) — это Бхава-пратьяя(самадхи познания бытия, 1 вид — Асампраджнята Самадхи; 2 вид — Упайя-пратьяя Самадхи, познание самого себя как зрящего).
    Ригина
  • Для созданий, не имеющих формы, и тех, которые погружены в лайю (природу цельную), мир является причиной.
    Свенсон
  • Одним из случаев этого в реальном мире являются те, кто овладел безграничным сознанием или слился с природой.
    Фальков
  • Для йогинов видеха и пракрити лайя основанием для асампраджнята самадхи является их рождение [Это бхавапратьяя асампраджнята самадхи].
    Свами Сатьянанда Сарасвати

    Комментарий

    Обычно самадхи достижимо через веру, смелость, память и более высокие уровни понимания. Ученик может достичь самадхи раньше или позже с помощью этих различных методов в соответствии с интенсивностью их применения и силой побуждения. Однако, мы встречаем много людей, которые очень просто достигают самадхи, ничего не практикуя. Это происходит, потому что во время рождения у них сохранились соответствующие следы их прошлой кармы. Так, имеются примеры людей, преодолевающих барьеры более низкого сознания в очень молодом возрасте. Например, великий святой Джнянешвар, а также Рамана Махарши с Аруначалы, который достиг самадхи, когда ему не было и двадцати.
    В этой сутре Патанджали говорит, что два вида йогинов, которых называют соответственно освобожденные от тела и слитые с пракрити, достигают асампраджнята самадхи прямо с рождения. Им не нужно практиковать какие-либо предварительные стадии, такие как дхарана, дхьяна или витарка, вичара и т. д.

  • В этом состоянии обретается бестелесность либо происходит растворение в природе, что может привести к изоляции и одиночеству.
    Айенгар Б. К. С.

    Комментарий

    «Иное» самадхи, «подвешенное в воздухе» между сабиджа и нирбиджа самадхи, останавливает колебания. Однако стоит ему нарушиться, подсознательные впечатления, самскары, всплывут на поверхность. Пребывая в вирама пратьяйе, некоторые души, подобно духам и ангелам, движутся без тела. Иные же поглощаются элементами природы, пракрити. Такие йогины, попав в ловушку бестелесности или растворившись в природе, забывают о восхождении по духовной лестнице и лишаются возможности познать нирбиджа самадхи. В вирама пратьяйе садхака достигает изоляции, но не обретает свободы. Выйдя из изоляции, он возвращается на путь к кайвалье.
    Погружаясь под землю, где нет вентиляции, в транс, человек становится одним целым с землей. Погружаясь в воду – становится водой. Такого человека называют пракритилайян – единый с элементами. Того же, чей дух перемещается без тела, называют видехином. Когда пракритилайян отделяется от элемента, а видехин вновь обретает контакт с телом, подсознательные впечатления всплывают на поверхность и создают колебания в уме (см. III.44). Это пракритиджайя – покорение принципов (таттв) природы.
    В сутре I.10 Патанджали определяет сон как состояние, в котором мысли и ощущения временно прекращаются, а чувства, ум, интеллект и сознание пребывают в спокойствии в глубинах человеческого существа. Во сне без сновидений нет ничего.
    Если обычный человек по пробуждении воссоздаст в памяти сон без сновидений, он узрит нефизическое существование (видеха) и растворение в природе (пракритилайя). Во время сна видеха и пракритилайя не осознаются. Возвышенные же души, пребывая в самадхи (как описано в сутре I.18), познают их сознательно.
    Сон – это естественное состояние сознания, самадхи – это сверхсознательное состояние.
    Во сне все инертно, тамасично. В самадхи все излучает свет и не окрашивается гунами.

Другие направления