Сутра 55. Обретение кайвальи

  • Когда вещественные формы и душа достигли состояния равной чистоты,тогда достигается объединение и происходит освобождение.
    Бейли
  • Из сходства чистоты саттвы и пуруши возникает кайвалья.
    Вивекананда (новый перевод)
  • Равенством чистоты Саттвы и Пуруши достигается Кайвалья.
    Вивекананда (старый перевод)
  • [Даже когда человек не знаком с этим знанием, рождённым различением(проницательностью)], если Ум и Душа становятся схожими в чистоте, тогда следует «Обособление».
    Ганганадха
  • Свобода есть полное тождество разума с Воспринимающим.
    Десикачара (Кришнамачарьи)

    Комментарий

    Тогда разум не имеет своих собственных характеристик.

  • При равной чистоте саттвы и пуруши — кайвалья.
    Загуменнов
  • При схожести чистоты саттвы и Пуруши [возникает] абсолютное обособление.
    Островская и Рудой
  • Кайвалья — это в равной степени очищение и своего существования (Саттва)и Пуруши (зрящего).
    Ригина
  • Кайвалья (освобождение) достигается, когда есть равенство чистоты между Пурушей и саттвой (духом и умом).
    Свенсон
  • Полная свобода [Кайавали] достигается равной чистотой интеллекта и чистого сознания.
    Фальков
  • Кайвалья достигается очищением читты и уравниванием с пурушей её светимости.
    Свами Сатьянанда Сарасвати

    Комментарий

    Кайвалья приходит, когда вся структура читты полностью очищается и ее наложение на пурушу прекращается. Постепенно приходит осознание их различия. Под очищением читты подразумевается [именно] это прогрессивное и постепенное осознание. Когда в рамках читты возрастает осознание конечной реальности, тогда мы можем сказать, что оно очищается или озаряется. Когда [для ясного осознания] имеются помехи, [говорится], что читту наполняют загрязнения. Внешний мир отражается в загрязненной читте искаженным образом, но, когда читта очищается, она показывает все как есть, включая пурушу. Это подобно очищению зеркала, после чего оно показывает [объект] очень точно, без искажения отражения.
    В этом состоянии пуруша свободен от влияния пракрити. Это есть [реализация] процесса разделения и различения. Это состояние кайвальи. Когда пуруша действует через ум, интеллект и органы чувств, он не свободен. На него влияют чувства и интеллект. Это пуруша в рабстве.
    Назначением йоги является дать метод инволюции, с помощью которого пуруша, не зависимый от читты и пракрити, функционирует в изоляции. На различных стадиях психического [развития] пуруша достигает возможности видеть без глаз и действовать без посредства органов чувств.
    Поэтому кайвалья достигается, когда читта очищается и пуруша становится свободным от связывающего и окрашивающего эффекта читты. Когда посредством садханы светимость в сфере читты достигает [равенства] светимости в сфере пуруши, пуруша становится полностью изолированным от сферы пракрити. Это не эмоциональная изоляция, а духовная, в которой субъектное осознание личности может функционировать на всех стадиях без кабы то ни было помех со стороны читты или внешнего мира.
    Это состояние кайвальи является целью йоги.

  • Когда разум становится таким же чистым, как и душа, йогин достигает кайвальи – совершенства в йоге.
    Айенгар Б. К. С.

    Комментарий

    Когда покровы души становятся столь же чисты, как и сама душа, между ними наступает гармония. Так наступает освобождение – кайвалья — созерцателя, не загрязненного качествами природы.

    Благодаря йогической дисциплине разум совлекает с себя покров невежества. Так сияет истинный и настоящий свет – вивекаджа джнянам, освещающее сознание. Этот свет равен свету души, пуруши. Разум и сознание стирают различия между собой и растворяются в свете души. Они теряют связь с объектами природы. Семена страданий сжигаются. Покровы либо утрачивают свою функциональность и обособляются, либо возносятся до уровня своего носителя. Это свобода. Нетронутая, душа сияет в своей ослепительной чистоте и обретает власть над высшим. Это кайвалья, неделимое существование.
    (См. II.23; III.49 и IV.26.)

Другие направления