Сутра 1. Источники сиддх

  • Высшие и низшие сиддхи (или силы) достигаются от воплощения, или посредством наркотиков, слов силы, интенсивного желания, или медитацией.
    Бейли
  • Сиддхи — силы, способности, достигаемые рождением, химическими средствами, силой слова, аскетизмом или сосредоточением.
    Вивекананда (новый перевод)
  • Сиддхи [силы] приобретаются от рождения, химическими средствами, силою слов, самообузданием или сосредоточением.
    Вивекананда (старый перевод)
  • «Совершенства» порождаются Рождением, Медицинскими Эликсирами, Заклинаниями, Аскетизмом и Союзом (Джанма, Ошадхи, Мантра, Тапас, Самадхи).
    Ганганадха
  • Исключительные ментальные способности могут быть достигнуты: a. получены генетически по наследству; b. за счёт использования трав, как предписано в Ведах; c. посредством произнесения магических формул; d. за счёт сурового аскетизма; e. благодаря достижению такого состояния сознания, в котором слияние разума и объекта неподвластно влиянию помех (самадхи).
    Десикачара (Кришнамачарьи)

    Комментарий

    Некоторые люди рождаются с необыкновенными способностями. Веды описывают различные ритуалы с использованием трав для изменения способностей.

  • Сверхъестественные силы приобретаются от рождения, зельем, мантрами,тапасом и посредством самадхи.
    Загуменнов
  • Совершенные способности возникают благодаря [соответствующей форме]рождения, лекарственным снадобьям, [чтению] мантр, практике аскетизма[и] йогическому сосредоточению.
    Островская и Рудой
  • Сиддхи (совершенства) приобретаются Самадхи, аскетизмом, мантрой,химическими средствами и от рождения.
    Ригина
  • Сверхъестественные силы возникают от рождения, а также зельями, мантрами, подвижничеством и самадхи.
    Свенсон
  • Силы Сиддхи или даются от рождения, или приобретаются лекарствами,воздержанием и Самадхи.
    Фальков
  • Сиддхи возникают от рождения, [использования] трав, мантр, подвижничества или самадхи.
    Свами Сатьянанда Сарасвати

    Комментарий

    Психические силы могут быть получены пятью путями. Существуют люди, которые рождены с определенными силами, такими, как, [например], телепатия. Это проявление сил, полученных в результате садханы, которая выполнялась в предыдущих рождениях.
    Это ясно объясняется в Бхагавадгите. Там говорится, что когда садхака через садхану чего-то достигает и умирает, в следующем рождении он получает это в готовом виде в некоей накопленной форме и начинает двигаться дальше с этой точки. Такие личности рождаются с определенными духовными качествами. Для того что бы их получить в настоящем рождении, им не нужно делать какую-либо садхану. Хороший пример этому ― Шанкарачарья. В возрасте восьми лет он отрекся от мира и написал удивительные комментарии на священные писания. Он разрушил империю буддизма в Индии как раз перед тем, как ему исполнилось 32 года. Другой мальчик, которого звали Джнянешвар, умер в еще более раннем возрасте; он выполнял огромную духовную работу и стал освобожденным. Это происходит не случайно, а благодаря самскарам, накопленным в предыдущем рождении.
    Сиддхи могут быть также от использования трав, к числу которых не должны относиться вещества, подобные LSD и гандже, так как они вызывают болезни и нервные расстройства. Эти снадобья являются причиной угнетения определенных нервных центров и вызывают эффекты, подобные самадхи, но более низкого типа и поэтому не должны причисляться к травам, вызывающим сиддхи. Традиционно аушадхи означает сок определенных трав, таких, как анджана, расаяна и т. д., но это не LSD и не ганджа. Метод их приготовления известен только нескольким людям, обладающим [великой] ответственностью. Эти травы вызывают супраментальное состояние сознания. Они произрастают в Гималаях и больше нигде.
    Влияние этих трав может контролироваться [только] через более высокие ментальные проявления. Существуют определенные препараты из ртути, которые имеют огромное значение [в медицине] и используются для [исцеления] тела, но они не должны причисляться к травам, [вызывающим сиддхи], имея в виду их свойства и требования йоги.
    Третий путь обретения сиддх ― посредством мантр. Это очень великие сиддхи высшего духовного свойства. Мантры ― это очень мощное средство развития духовных сил. Этот путь принадлежит к методам очень высокого порядка. Сиддхи, полученные с рождения или посредством аушадхи, трудно удерживать в руках или контролировать. Важность сиддх, полученных с помощью мантр, заключается в том, что они могут развиваться посредством воли путем полностью сознательного усилия. В распоряжении имеется много мантр, и в тантра шастре содержится научный подход к их постижению. Мантра раскрывает скрытые духовные, психические и окьтные способности.
    Четвертое средство обретения йогических сил ― это аскетизм, но наиболее полным и высшим средством для развития сиддх является самьяма или самадхи. И это уже в деталях нами обсуждалось.

  • Способности могут быть даны от рождения, достигнуты благодаря использованию трав, пению мантр, самодисциплине или самадхи.
    Айенгар Б. К. С.

    Комментарий

    Способности можно приобрести следующими пятью способами:
    1) получить от рождения, и тогда они сопровождаются стремлением достичь совершенства;
    2) через духовный опыт, накапливаемый посредством употребления трав, лекарственных снадобий (аушадха);
    3) через чтение магических формул, посвященных тому или иному божеству (мантра);
    4) через практику аскетизма (тапас);
    5) через глубокую медитацию (самадхи).

    Между этими способами есть существенное различие. Для тех, кто следует первыми тремя путями, существует риск пасть жертвой гордыни или небрежности. Это не грозит тем йогинам, которые приобретают духовное знание посредством тапаса и самадхи. Они становятся мастерами, достигают свободы, служа примером для всего человечества.
    Нанди, Рамакришна Парамахамса, Сай Баба из Ширди и Рамана Махариши обладали знанием с рождения.
    Мудрец Мандавья и царь Яяти обрели сверхъестественные способности, испив эликсир жизни. В наши дни многие наркоманы употребляют наркотики типа мескалина, ЛСД, гашиша, героина с целью пережить «духовные видения», исследованные в свое время Олдосом Хаксли и ему подобными. Многие художники и поэты прошлого пытались изменить состояние сознания и совершенствовать тем самым свое искусство, прибегая к помощи наркотиков.
    Мандавья был мудрецом и йогином. В детстве его единственной забавой было убивать мух. Когда он вырос, он достиг самадхи посредством тапаса. Грабители, промышлявшие в тех местах, где жил Мандавья, тайком использовали его ашрам, пряча в нем свою добычу и отдыхая после налетов. Местные жители обратились к царю, рассказав ему о своих трудностях и поделившись страхом за свои жизни. Царь немедля приказал своим слугам найти и казнить преступников. Снаряженный отряд выследил грабителей до ашрама, все они, включая мудреца, были схвачены и преданы смерти. Но Мандавья не умер. Увидев сие чудо, царь попросил у мудреца прощения и велел освободить его. Однако Мандавья принял решение умереть по собственной воле.
    Помощники Ямы (Бога смерти) доставили мудреца в ад. Возмутившись такой несправедливостью, он спросил у бога смерти, по какой причине оказался в аду. Бог ответил, что, убивая в детстве мух, мудрец уготовил себе там место. Услышав это, Мандавья разгневался и отвечал, что за преступления детей ответственны родители, а не дети. Мудрец сказал Богу: «Ты не знаешь дхармы (учения о долге). И потому родишься ты на земле сыном шудры, ибо не под силу тебе служить беспристрастным судьей грехов человеческих». Произнеся это, мудрец вернулся в свое жилище, и был он при этом как никогда молод. Проклятие Мандавьи исполнилось, и Бог смерти был рожден на земле. Нарекли ему имя Видура, и был он советником при царе Дхритараштре, подвиги которого описаны в Махабхарате.
    Царь Яяти был сыном Нахуши, и было у него две жены. Одной из них была Девайяни, дочь Шукракарьи, наставника демонов и изобретателя эликсира жизни – сандживани. Вторую жену звали Шармиштха. По мере того, как мировая слава царя росла, его жажда чувственных удовольствий становилась все сильнее. В итоге он совершил измену. Неверность супруга привела Девайяни в ярость, она вернулась к отцу и пожаловалась тому на мужа. Шукрачарья проклял Яяти, наслав на него преждевременную старость. Вскоре, однако, Девайяни опять воспылала страстной любовью к супругу. Она стала умолять отца как-то смягчить или отменить наказание. Выслушав мольбы дочери, Шукрачарья согласился перевести проклятие на одного из царских сыновей – того, кто будет готов добровольно принять его на себя. Лишь самый младший, Пуру, решил пожертвовать собственной юностью. Он принял преждевременную старость, сохранив своему отцу молодость. Спустя годы Яяти осознал, что плотское желание (кама) никогда не будет удовлетворено до конца. И он вернул своему младшему сыну юность, передав ему и все свое царство. Стариком он отправился в лес, дабы посвятить всю оставшуюся жизнь медитации.
    Многие садхаки, следующие путем чтения мантр, раскаявшись в своих прежних грехах, становились духовными мастерами, поэтами и учеными. Бандит Ратнакар стал автором знаменитого эпоса Рамаяна. Дхрува, сын царя Уттанапады, причастился Бога также благодаря чтению мантр. А молодой Прахлада, сын царя демонов Хираньякашипу, заставил Бога выйти из столба.

Другие направления