Сутра 4. Что такое самьяма

  • Когда сосредоточение, медитация и созерцание составляют одно последовательное действие, тогда достигается самьяма.
    Бейли
  • Три разновидности сосредоточения, пройденные одна за другой, называются самьяма.
    Вивекананда (новый перевод)
  • [Эти] три [когда в них упражняются] по отношению к одному предмету составляют Самаяму.
    Вивекананда (старый перевод)
  • Эти три, слившиеся в один субстрат, составляют Дисциплину или согласование (Самьяму).
    Ганганадха
  • Если эти процессы устойчиво направлены на один и тот же объект, тогда их называют самьямой.
    Десикачара (Кришнамачарьи)

    Комментарий

    Три процесса, описанные в сутрах 3-1, 3-2 и 3-3, могут применяться к различным объектам в разное время или могут быть направлены на один и тот же объект на неопределенное время.

  • [Эти] три [вместе, направленные] на одно, есть самьяма.
    Загуменнов
  • Три вместе — санъяма.
    Островская и Рудой
  • Эти три вместе (Дхарана, Дхиана, Самадхи) — Самьяма.
    Ригина
  • Три вместе (дхарана, дхьяна и самадхи) составляют самьяму (самоконтроль).
    Свенсон
  • А все три образуют Самьяму.
    Фальков
  • Три (дхарана, дхьяна и самадхи) вместе устанавливают самьяму.
    Свами Сатьянанда Сарасвати

    Комментарий

    Самьяма ― это сумма трех процессов, описанных выше. Слово самьяма состоит из двух частей: сам означает совершенный или основательный, яма означает контроль. Таким образом, самьяма означает полный контроль ментальной концентрации. Это очень важная тема йоги. Она открывает нам секрет йогических сил. Применение самьямы к различным объектам или мыслям дает начало психическим силам, называемым вибхути. Самьяму нельзя назвать полной до тех пор, пока три процесса концентрации не будут сплавлены [в один]. Объект медитации должен стать чрезвычайно ясным, и не должно быть осознания себя. Объект может иметь отношение к телу, уму или обществу или быть каким-то личным предметом и т.д., но обязательны указанные два фактора. Самьяма начинается с субъектного и объектного осознания, т. е. индивидуального осознания. Вы осознаете ваш объект медитации, который, с одной стороны, внутри вас, а с другой ― во внешнем мире. Постепенно дверь наружу закрывается, и вы видите [только] вещь, которая внутри вас. Это дхьяна. Затем вещь, видимая внутри, становится все яснее и яснее, и одновременно вы теряете осознание [собственной] личности. Это называется самадхи. Эти три [процесса], взятые вместе, известны как самьяма.

  • Три вместе – дхарана, дхьяна и самадхи – есть интеграция, самьяма.
    Айенгар Б. К. С.

    Комментарий

    Самьяма – это технический термин, который определяет интеграцию трех йогических дисциплин – концентрации (дхарана), медитации (дхьяна) и погруженности (самадхи). В самьяме все они образуют единую нить, которая, разматываясь, ведет нас от непрерывного внимания к самадхи.

    Дхарана суть однонаправленное внимание. Она преобразуется в дхьяну, когда, ничем не нарушаемая, теряет свой характер однонаправленности (который, собственно и подразумевает слово «концентрация»). Когда внимание становится всенаправленным, что означает, что оно не направлено никуда определенно (т. е. равномерно рассеивается, обязательно сохраняя при этом свойство внимательности), оно приводит к самадхи. Если постоянно увеличивать время дхараны, дхьяны и самадхи, эти три состояния сольются воедино и образуют собой то, что на санскрите именуется самьямой. Самьяма – это состояние неподвижности, а самьямин – это тот, кто подчиняет страсти и остается неколебим.
    Приводимая ниже аналогия показывает органическую связь между дхараной, дхьяной и самадхи. Созерцая бриллиант, мы поначалу видим лишь камень – ничего более. Постепенно мы начинаем осознавать свет, который исходит из самого его центра. По мере того как увеличивается осознание света, осознание камня как объекта уменьшается. А затем остается лишь свет – ни источника, ни объекта. Когда свет заполняет собой все вокруг, наступает самадхи.
    Так же как дхарана суть внешнее по отношению к дхьяне, дхьяна – к самадхи, самадхи – к самьяме, а самьяма – к нирбиджа самадхи, так и ум суть внешнее по отношению к разуму, разум – к сознанию, а сознание – к созерцателю.
    Переплетаясь, дхарана, дхьяна и самадхи образуют самьяму, интеграцию. Переплетение ума, разума и сознания – это самьяма ума, разума и сознания. Видение созерцателя – это то же, что и нирбиджа самадхи.