Сутра 50. Динамичная форма сознания в самадхи

  • Это противостоит всем другим впечатлениям, или вытесняет их.
    Бейли
  • Впечатление от такого рода самадхи противостоит всем другим впечатлениям.
    Вивекананда (новый перевод)
  • Впечатления, являющиеся следствием этого самадхи, исключают все другие впечатления.
    Вивекананда (старый перевод)
  • Впечатление, вызванное этим Сознанием, разрушает другие впечатления.
    Ганганадха
  • По мере того как новообретённое свойство разума постепенно укрепляется,оно начнет преобладать над всеми другими ментальными тенденциями, основанными на превратном понимании.
    Десикачара (Кришнамачарьи)
  • Самскары, возникающие от него, препятствуют проявлению других самскар.
    Загуменнов
  • Формирующий фактор, порождённый такой [мудростью], является препятствием для других формирующих факторов.
    Островская и Рудой
  • Впечатления, возникающие [в Самадхи], подавляют все иные впечатления.
    Ригина
  • Это ментальное впечатление (санскара) стоит на пути других впечатлений.
    Свенсон
  • Эти впечатления закрывают путь для других впечатлений.
    Фальков
  • Динамичное сознание, рождённое от того [сабиджа самадхи], препятствует другим состояниям сознания.
    Свами Сатьянанда Сарасвати

    Комментарий

    Самскара ― это динамическое состояние сверхсознания в более глубоких слоях семени (биджа), которое может быть пробуждено внутри сознания. Семя ― это, например, шивалинга или какой либо символ. Самскара не является состоянием спящего сознания, это чное состояние сознания. В высших стадиях сабиджа самадхи остается только осознание биджи; осознание других объектов прекращается. Даже в обычной жизни обнаруживается, что когда в уме преобладает одна мысль, другие подавляются. Подобным образом одна самскара может препятствовать [проявлению] других. Когда читта заполнена внешним осознанием, таким, как видение, слышание, ощущение и т.д., это также динамическое сознание и ему необходимо препятствовать. Это может быть сделано с помощью пратьяхары, дхараны, а также дхьяны. Когда ум не занят или не сконцентрирован, появляется множество мыслей. Это происходит в более низких стадиях сабиджа самадхи, в которых имеется видение, т. е. читта вритти. Когда появляется ритамбхара праджня, достигается вее состояние сабиджа самадхи. Тогда не просто предотвращается появление других самскар, но они заканчиваются.
    Три состояния, а именно: концентрация, медитация и самадхи, ― вместе составляют самьяму, которая есть полный ментальный контроль над осознанием объекта. Посредством самьямы исчезают все другие состояния сознания, семя же остается. Семя, такое, как шивалинга, также называется пратьяя. Это основание для сознания. Это происходит в асампраджнята асмите. Из асмиты последователь огружается в нирбиджа самадхи. До этих пор сознание опускалось все глубже и глубже, но это были состояния без драшты. После сабиджа самадхи имеется океан, называемый единством с драштой. Здесь следует помнить две вещи. Первое: мы должны исключить неверное понимание, что духовный путь есть очень короткий путь. Эта ошибка учеников и учителей, которые полны энтузиазма, должна быть исправлена.
    Во-вторых, здесь должно иметь место ясное понимание, [достигаемое] посредством медитации на конкретной форме сознания. В момент, когда последователь оказывается за пределами сагунопасаны, после ритамбхара праджни он может идти к ниргунопасане. Примечателен пример Раманы Махарши, который стал муктой с рождения. Он не практиковал садхану. Определенно те, кто духовно не развит, кто не имеет сознательного контроля над своими ментальными функциями, сначала должны практиковать сагунопасану. Согласно йоге, вся область сагупасаны развивается, как две категории, а именно: средства и результаты. Медитация ― это средство для самадхи, дхарана ― средство для дхьяны, пратьяхара ― средство для дхараны. Во множестве состояний самадхи каждое более низкое состояние является средством для более высокого. Поэтому все эти практики в первую очередь ломают различные стереотипы сознания и в конечном итоге достигают выхода из области пракрити.

  • Со светом, несущим истину, начинается новая жизнь. Предыдущие впечатления остаются позади, а формирование новых предотвращается.
    Айенгар Б. К. С.

    Комментарий

    Сила интеллекта коренится в способности проникать в суть. Постижение сути сводит на нет все остаточные эффекты, получаемые от действия, движения или впечатления.

    Как указано в сутре I.45, садхака вновь находится на перепутье. Колебания ума могут рождать новые самскары и тем самым препятствовать непрерывному течению истинного знания. Способность к различению должна вытеснить эти ментальные впечатления и разрешить, таким образом, все сомнения. Когда же все сомнения развеяны, следует отбросить прочь даже различающее знание. Новая, несущая свет мудрость свободна от сомнений и различений. Горящим маяком знания она освещает наш путь вперед.

Другие направления