Сутра 51. Затем достигается самадхи без семени

  • Когда это состояние восприятия само сдерживается и вытесняется, тогда достигается чистое Самадхи.
    Бейли
  • Сдержав воздействие даже этого [впечатления, подавляющего все другие],подчинив себе всё, можно достичь самадхи «без семени».
    Вивекананда (новый перевод)
  • Подавлением даже этого [впечатления, которое заграждает все другие впечатления] когда все другие задержаны, достигается «лишённое семени» самадхи.
    Вивекананда (старый перевод)
  • Когда оно также становится подавленным, всё становится подавленным; отсюда следует «Не имеющая семени Связь».
    Ганганадха
  • Разум достигнет состояния, в котором у него не будет никаких впечатлений. Он открыт, чист и прозрачен.
    Десикачара (Кришнамачарьи)

    Комментарий

    В конце концов
    Такое постижение приходит само. Его приход неизбежен и ничто не может его остановить. Это высочайшее состояние йоги, но его нельзя описать словами. Только достигшие этого состояния могут постичь его природу.

  • При устранении даже этих [самскар], вследствие устранения их всех, возникает самадхи-без-семени.
    Загуменнов
  • При устранении и этого [формирующего фактора наступает] сосредоточение, «лишённое семени», ибо вся [деятельность сознания] прекращена.
    Островская и Рудой
  • Подавлением даже этих впечатлений — [в то время как] все [остальные уже]подавлены, [достигается] Нирбиджа Самадхи («лишённое семени Самадхи»).
    Ригина
  • Подавлением даже этого посредством подавления всех состояний ума достигается самадхи без семени.
    Свенсон
  • И подавление даже их при подавлении всего остального приводит к медитации без предмета созерцания [абсолютному Самадхи].
    Фальков
  • После блокирования даже того, благодаря блокированию всех читта вритти,достигается самадхи без семени.
    Свами Сатьянанда Сарасвати

    Комментарий

    Семя имеет свойство умножаться в своем количестве. Для того чтобы оно не делилось, не изводило, оно должно быть прокалено. Даже самскара семени в форме пуруши, Шивы, АУМа и т.д. быть уничтожена. Для этого вам необходимо другое сознание, называемое ритамбхара праджня, которое делает всю работу.
    Другое сознание возникает, когда семя, которое является основой упасаны, рушается. До тех пор, пока оно не уничтожено, самадхи без семени появиться не может. Тогда, как другие самскары умножают свое воздействие, римбхара праджня дает начало состоянию без семени. Видеть, слышать, ощущать и т. ― все это есть семена знания. Даже изучение Йога-сутры есть самскара. Учение родилось измени и, читая его, вы можете чувствовать некоторое сходство [йоги] с упанишадами и т.д. Тем не менее в конечной стадии все самскары, такие, как шивалинга или АУМ и т.д., уничтожаются посредством хапраджни. Это происходит, потому что преодолеваются пределы интеллектуальной границы и последователь достигает состояния блаженства. Форма заканчивается. Состояние шуньи не статичное, оно динамично. Это запредельное спокойствие, проявление пустоты, только в динамическом аспекте. Это конечное состояние спокойное и в то же время динамичное. В нем присутствует свет пуруши, который освещает все сознание целиком. Тот особый свет, который освещал объекты, удаляется от них; л только [вспомогательный] процесс. Он удаляется из внешнего мира и переводится внутрь. И пока он светит внутрь, он должает освещать внутренние проходы, внутренние покои витарки, вичары, ананды и асмиты. Это объяснить очень трудно. Невозможно точно объяснить природу нирбиджа самадхи, так как тот, кто это познал, не может это выразить или передать.

  • Когда также и свет мудрости отбрасывается прочь, наступает самадхи без семени.
    Айенгар Б. К. С.

    Комментарий

    Свет, несущий истину, формирует в сознании садхаки впечатление о самом себе. Задача садхаки заключается в том, чтобы научиться усмирять даже это новое впечатление. Когда старые и новые впечатления растворяются, наступает просветление без семени, в котором умирают иллюзии и заблуждения. Это нирбиджа самадхи – полная тождественность с созерцателем.
    Необходимо усмирить и подчинить себе даже способность проникать в суть (см. I.50). Подобно тому, как пламя, лишившись поленьев, перестает гореть, а реки, падая в море, теряют сами себя, любое волеизъявление и впечатление бессознательного, подсознательного, сознательного и сверхсознательного ума прекращают свое существование. Реки сознания растворяются в океане созерцателя.
    Нирбиджа самадхи – это покорение читты, при котором фундаментальный ум обретает единство с созерцателем (см. III.56). Практика и отрешенность развеивают наводняющие сознание мысли, и душа освобождается от пут, которыми ее оплели ее же собственные земные орудия – тело, чувства, ум, разум и сознание. Созерцатель пребывает в аманаскатве.
    Если читта зависит от объекта, представления или символа, речь идет о сабиджа самадхи. В нирбиджа самадхи читта растворяется, и впечатления не оставляют остаточных эффектов. Все остаточные впечатления, а также мыслительная способность и ощущения «я» бесследно исчезают и растворяются в универсальном. Лишь душа обнаруживает себя. Не заключенная в какую-либо форму, она сияет ярким светом безупречной чистоты.
    Так заканчивается изложение самадхи, первой пады Йога-сутр Патанджали.