Сутра 49. Характеристики опыта

  • Это особое восприятие уникально и открывает то, что рациональный ум[используя свидетельство, заключение и дедукцию] не может открыть.
    Бейли
  • Знание, полученное посредством свидетельств и умозаключений, касается обыденных вещей. Знание, полученное в вышеупомянутом самадхи, есть знание высшего порядка, ибо раскрывает то, что не раскрывается через свидетельства или умозаключения.
    Вивекананда (новый перевод)
  • Знание, почерпнутое из свидетельств и заключений, относится к обыкновенным предметам. Знание же, получаемое от только что упомянутого самадхи,более высокого порядка: оно способно проникать туда, куда заключение и свидетельства не могут достигать.
    Вивекананда (старый перевод)
  • [Такое же Сознание] имеет для своего объекта нечто отличное от Устного познания и познания от Вывода; поскольку это относится к частностям.
    Ганганадха
  • Его знание больше не основывается на воспоминаниях или умозаключениях. Оно спонтанное, непосредственное и, как по уровню, так и по интенсивности, значительно превышает обычное.
    Десикачара (Кришнамачарьи)

    Комментарий

    При таких обстоятельствах наш разум отражает объект нашего интереса просто, без искажений, как чистое и совершенное зеркало.

  • Его объект отличен от объекта словесного и выводного знания, ибо относится к особенному.
    Загуменнов
  • [Мудрость эта] ввиду специфики своей направленности имеет иной объект нежели мудрость, [обретённая] на основании услышанного или на основании логического вывода.
    Островская и Рудой
  • Словесное знание и знание от умозаключений [отличается] от непосредственного знания, проникающего в суть объектов.
    Ригина
  • Праджня (мудрость), достигаемая в высших состояниях сознания, отличается от той, которую достигают путём предположений и доказательств, относящихся к частному.
    Свенсон
  • Его субъекты различны по внутренней сути и выводам, в зависимости от особенностей.
    Фальков
  • Это знание отлично от знания, получаемого через доказательство и вывод,так как оно имеет особый объект.
    Свами Сатьянанда Сарасвати

    Комментарий

    Сознание бывает двух типов: более высокое и более низкое. Знание, получаемое на более низком уровне сознания, зависит от органов чувств, т. е. мы не можем видеть или слышать без глаз и ушей. Это типы знания шрута и анумана. Для познания высшего сознания существует два пути: один ― прямой, такой, как в веданте, другой ― непрямой. Об атмане вы узнаете от гуру или из писаний. Под шрутой понимаются Веды, поскольку они были открыты [людям]. Через шруту мы узнаем о высшем бытие и атмане. Анумана ― это вывод. Посредством вывода мы можем знать о воспринимаемых вещах. Через вывод мы знаем, что должен существовать творец этого мира. Этот вывод основывается на теологии, онтологии и космологии. Знания, основанные на выводе и свидетельстве, зависят от личности, которой они получены, и поэтому отличаются. Именно поэтому существуют конфликты между людьми и нациями. Высшее же знание, которым обладают реализовавшие себя люди, не отличается. Ощущения, переносимые посредством индрий, различны, но высшее знание одно. Различие между более высоким и более низким сознанием заключается в том, что первое видит вещи такими, какие они есть, в то время как второе зависит от органов чувств, доказательства и вывода. Знание, основанное на информации, исходит она от человека или книги, не достаточно. Это непрямое знание, более низкий тип знания. Второй тип ― это прямое знание. Это знание не в классическом понимании слова, это действительное знание. Тот, кто увидел свою самость, не может что-либо сказать о ней, хотя он обладает прямым знанием атмана, потому что это не является предметом разговора и ума. Через испытание на опыте своей самости может быть познана духовная природа сознания. Более же низкое осознание имеет две фазы: индрии, или чувства, и буддхи.

  • Знание и мудрость, несущие истину, отличны от знания, полученного из книг, писаний и выведенного путем умозаключений, и находятся за его пределами.
    Айенгар Б. К. С.

    Комментарий

    Знание, несущее истину – это первичное, интуитивное знание.

    Настоящая мудрость рождается из способности проникать в суть. Это особое, непосредственное знание, источником которого являются не чувства восприятия и не интеллект, но сама душа. Поэтому такое знание само по себе особенно. Знание, произрастающее из сердцевины человеческого существа, по природе своей интуитивно. Мы часто называем интуицию своим внутренним голосом, поэтому такое знание формируется тогда, когда мы слушаем свой внутренний голос.
    Очень полезно сравнить настоящую сутру с сутрой I.7, где Патанджали указывает на то, что восприятие человека должно подтверждаться логикой и проверяться на соответствие традиционному, духовному знанию. В завершение настоящей главы предполагается, что садхака обрел зрелый ум, а его восприятие уже само по себе независимо, и его правильность не нуждается в подтверждении другими источниками. Обычный человек обладает свободой воли в смысле необходимости делать выбор и должен определяться с выбором посредством способности к различению. Просвещенный садхака, оставив пределы двойственного мира, знает лишь собственную волю, которой чужды сомнения и колебания. Это разум саттвы в саттве.