Сутра 5. Вритти ― главная классификация

  • Состояний ума — пять, и они подлежат удовольствию или боли, они болезненны или не болезненны.
    Бейли
  • Существует пять разновидностей модификаций ума, некоторые из них причиняют страдание, другие — нет.
    Вивекананда (новый перевод)
  • Есть пять разрядов видоизменений, связанных со страданием и не связанных.
    Вивекананда (старый перевод)
  • Функции пятеричные; они «болезненные» и «безболезненные».
    Ганганадха
  • Существуют пять проявлений разума. Каждое из них может принести пользу и каждое может принести вред.
    Десикачара (Кришнамачарьи)

    Комментарий

    Что такое разум? Патанджали определяет его через присущие ему проявления*. Разум не может быть воспринят иначе, как посредством этих проявлений.
    Будут ли эти проявления полезны или вредны, сразу не ясно. Только время определит их воздействие.

  • Функции читты — пяти видов, при этом они связаны с клешами или не связаны.
    Загуменнов
  • Пять видов деятельности [сознания]: загрязнённые и незагрязнённые.
    Островская и Рудой
  • Вритти — болезненные и не болезненные — бывают пяти видов.
    Ригина
  • Волнения (вритти) пятиричны, как болезненные, так и безболезненные.
    Свенсон
  • Существуют пять типов собственных видоизменений, одни из которых неприятны, другие приятны.
    Фальков
  • Типовые проявления ума пяти видов; они болезненны или не болезненны.
    Свами Сатьянанда Сарасвати

    Комментарий

    Вся эта сутра составлена из четырех слов. Слово «вритти» вам уже известно, тем не менее оно все еще нуждается в дальнейшем пояснении. Далее, начиная с данной сутры, следует детальное объяснение [понятия] вритти. Сутра говорит, что вритти ума пятиричны, т. е. пяти видов. Пять видов ― это пять типовых проявлений, которые бывают болезненны, либо не болезненны. Это означает, что всего типовых проявлений ума десять: пять из них болезненны и пять ― не болезненны. Это нуждается в иллюстрации.
    Ум видит цветок; с помощью глаз он принимает форму цветка, и цветок ему нравится. Это называется аклиштой ― приятным. Затем ваш ум видит раздавленное, расчлененное тело собаки, кото рая попала под колеса проезжающей повозки. Ваш ум смотрит через глаза, и воспринимаемое усваивается им, но оно ему не нравится. Это называется клиштой или болезненным. Итак, проявление ума определенного типа в случае с цветком было неболезненным или приятным; в случае же с раздавленной собакой ― болезненным или клиштой. Типовое проявление одно и то же ― восприятие через глаза; видение же двойственно: аклишта и клишта, не болезненное и болезненное.
    Таким же образом ум имеет или принимает пять главных типовых видоизменений или проявлений. Каковы же эти пять вритти? Мы обсудим это в следующих сутрах, но перед тем, как перейти к этой теме, пожалуйста, поймите очень отчетливо, что Патанджали подразумевает под словом «всё». Это проявления ума в различных сферах жизни. Например, вы смотрите на дерево, вы смотрите на человека или природный ландшафт. Вы делаете это посредством глаз, и это одно из проявлений вашего ума. Вы слушаете музыку или лекцию. Это также одно из проявлений вашего ума. Затем вы закрываете глаза и думаете о прошлом, настоящем или будущем, о ваших отношениях, друзьях и врагах. Это также одно из видоизменений ума, одно из его образований, шаблонных проявлений. Когда вы взволнованы, обеспокоены или полны гнева, или страсти, горя, ревности, сострадания, любви к человеку, к Богу, это также одно из шаблонных проявлений вашего ума, и это особое проявление называется вритти.
    В соответствии с системой йоги каждый вид знания, каждый вид мысли и каждая область сознания есть одна из вритти ума. В йоге даже состояние сна считается одной из обусловленностей ума. Это ментальное состояние, ментальная обусловленность. Подобным образом сомнение, иллюзия, ошибочное мнение, такое как ошибочное принятие веревки за змею, ― это все ментальные обусловленности, вритти.
    В санскритских текстах и, в частности, в текстах йоги и веданты слово «вритти» встречается сплошь и рядом. Но понятие это такое неоднозначное, что иногда философы и мыслители оказываются не в состоянии объяснить его надлежащим образом. В семнадцатом веке был великий ученый, которого звали Гаудападачарья. Он был гуру у гуру великого Шанкарачарьи. Он написал подробный комментарий на маленькую упанишаду, называемую Мандукья упанишада. В своем комментарии великий ученый писал: «Мир в целом представляется ничем иным, как формой ментальных видоизменений высшего сознания».
    Весь космос, не только Земля, но и космос в целом может быть нереальным; он может быть просто выражением вашего ментального мышления, ментального мышления высшего существа, космической силы мышления. Поэтому, когда мы используем термин «ментальное видоизменение», мы имеем в виду различные типовые проявления или персонификации ума, различные стадии, сферы или измерения личности. В театральной постановке один и тот же человек может выходить на сцену как нищий, король, разбойник, санньясин, мужчина или женщина и т. д. Таким же образом в человеке есть простая материя, называемая сознанием, которая появляется, чтобы проявиться в форме бодрствования, сновидения, глубокого сна, мышления, влечения и отвращения. Это одно сознание, которое мы видим играющим разные роли, и это различные вритти.

  • Существует пять видов движения сознания. Движения могут быть различимы либо неразличимы, болезненны либо неболезненны.
    Айенгар Б. К. С.

    Комментарий

    Колебания, т. е. меняющиеся состояния ума, могут быть болезненными и неболезненными, различимыми и неразличимыми. Неболезненное может укрываться в болезненном, а болезненное скрыто присутствовать в неболезненном. И то, и другое бывает как различимым, так и неразличимым.
    Когда сознание становится лидером, созерцателю не остается ничего, кроме как отступить на второй план. Семя перемен заключено не в созерцателе, но в сознании. Сознание видит объекты через призму своего собственного склада, вызывая колебания и изменения в мыслях. Пять видов колебаний сознания описаны в следующей сутре. Любое колебание может быть видимым и скрытым, болезненным и неболезненным, различимым и неразличимым, причиняющим беспокойство и доставляющим удовольствие.
    В предыдущей сутре речь шла о том, что сознание вовлекает созерцателя в объекты, которые видит, и тем самым вызывает к жизни колебания (пять видов колебаний можно бесконечно делить на более мелкие подвиды).
    Мысли, связанные со страданием, – это болезненное (клишта) состояние ума и сознания. Возьмем, к примеру, покрытый пеплом тлеющий уголь. На первый взгляд он выглядит, как пепел. Но если к нему прикоснуться, он немедля обожжет. Тлеющий уголь неразличим и, кажется, не способен причинить боль, аклишта. В тот момент, когда он обжигает кожу и причиняет боль (клишта), он становится различимым. Боль исполнена страдания, поэтому мы не связываем с ней удовольствие, хотя эти два качества существуют бок о бок: одно скрывает в себе другое. Наслаждение от плотской любви умирает в родовых муках, которые влекут за собой сменяющие друг друга периоды печали и радости, связанные с материнством и отцовством.
    В сутре I.19 Патанджали говорит, что опасность подстерегает даже тех йогинов, которые достигли невероятных духовных высот и освободились от боли (о некоторых из них речь идет в комментарии к сутре I.18). Он предупреждает, что, пока добродетель йогина сохраняет свою силу, он остается свободным, но стоит ей немного ослабнуть, весь путь нужно начинать сначала. А это болезненная потеря обретенных духовных благ. Боль также может быть скрытой и не ощущаться таковой, пока не всплывет на поверхность. Такое нередко бывает с раковой опухолью – порой ее невозможно диагностировать, пока она не примет угрожающие размеры и не станет болезненной.
    Практика йоги вкупе с силой воли помогает взять под контроль различимые, познаваемые боль и мучения и уничтожить их. Свобода от желаний (васаны) и непривязанность (вайрагья) вместе с йогической садханой препятствуют тому, чтобы неразличимая боль стала познаваемой.
    В сутре II.12 Патанджали использует слова дришта (очевидный) и адришта (невоспринимаемый, неочевидный). Их можно сопоставить с клишта и аклишта. Природа обуславливает то, что пять видов колебаний возникают в своей болезненной форме (клишта). Пуруша, со своей стороны, пытается привести их в неболезненное состояние (аклишта). К примеру, болезненная форма памяти – это подвластность психологическому времени, а неболезненная – функция различения. Болезненные и неболезненные состояния могут быть как очевидными, так и скрытыми. Знание как боли, так и удовольствия позволяет ослабить и в итоге искоренить и то, и другое. Поскольку неболезненное может укрываться в болезненном, распознать и ощутить добродетель бывает нелегко. Путем йогической практики и отрешенности мы должны свести оба эти состояния на нет. В сутрах I.23, 27, 28, 33–39 и II.29 Патанджали рассматривает способы достижения вершины добродетели – свободы и счастья.
    Читту можно уподобить колесу, а состояния клишта и аклишта – спицам, которые вызывают колебания и изменения в сознании. Вритти, проявленные как клишта и аклишта, не существуют отдельно, сами по себе, но питают и поддерживают друг друга. Например, притупленность, которая является отрицательной стороной сна, вызывает неправильное восприятие других состояний сознания. Положительное же переживание сна (пассивное, добродетельное спокойствие, испытываемое непосредственно при пробуждении, когда «я» безмолвно), высвечивает более высокие состояния и питает верные усилия, направленные на обретение различающего разума и истинного знания. Когда колесо неподвижно, спицы также находятся в бездействии, и читта освобождается от вритти.
    (О страданиях см. I.30, 31; II.3, 12, 16, 17.)

Другие направления