Сутра 4. Что происходит с пурушей в противном случае
- 1. Бейли
- 2. Вивекананда (новый перевод)
- 3. Вивекананда (старый перевод)
- 4. Ганганадха
- 5. Десикачара (Кришнамачарьи)
- 6. Загуменнов
- 7. Островская и Рудой
- 8. Ригина
- 9. Свенсон
- 10. Фальков
- 11. Свами Сатьянанда Сарасвати
- 12. Айенгар Б. К. С.
-
До этого внутренний человек отождествлял себя со своими формами и их активными видоизменениями.Бейли
-
В другое время [вне периода сосредоточения] наблюдатель отождествляется с модификациями ума.Вивекананда (новый перевод)
-
В остальное время [вне сосредоточения] зрящий сливается со своими видоизменениями.Вивекананда (старый перевод)
-
Имеется соответствие функциям в другом состоянии.Ганганадха
-
Способность понимания объекта либо замещается его ментальной концепцией, либо попросту отсутствует как таковая.Десикачара (Кришнамачарьи)
Комментарий
При отсутствии состояния ума, называемого йогой,
Возбужденный разум редко выдерживает одно направление. Даже если он это делает, понимание объекта будет ложным. -
Иначе — отождествление пуруши с функциями читты.Загуменнов
-
В других случаях — сходство с деятельностью [сознания].Островская и Рудой
-
В другое же время он приобретает природу Вритти (состояний).Ригина
-
Иначе она имеет ту же форму, что и вритти (волнения).Свенсон
-
В ином случае разум созерцающего принимает форму, диктуемую внешними видоизменениями.Фальков
-
Иначе — отождествление с типовыми проявлениями читты.Свами Сатьянанда Сарасвати
Комментарий
Что происходит с пурушей ― самостью или душой, когда он не пребывает в своей сущностной природе, о которой здесь идет речь? Когда читта-врити не находится в состоянии ниродхи, тогда пуруша пребывает «под сильным впечатлением» от типовых проявлений читты или ее видоизменений.
Мы все знакомы с типом ошибочного отождествления. Когда мы смотрим кинофильм или театральную постановку, мы склонны отождествлять себя с тем, что происходит на экране или на сцене, и испытываем соответствующие эмоции: горе, радость, страх, влечение, отвращение и т.д. Хотя это всего лишь игра актеров, мы имеем склонность отождествляться с тем, что видим, и забывать, что мы просто зрители того, что происходит на сцене. Таким же образом пуруша, [хотя и] является только свидетелем сознания, забывает свою истинную природу и отождествляется с читтой и ее типовыми проявлениями или видоизменениями в такой степени, что очень трудно вывести себя из этого отождествления.
Наука йоги, как она представлена Патанджали, рекомендует различные техники, предназначенные для людей, имеющих различный темперамент, чтобы они могли привести материю ума или читту в состояние ниродхи. В этом состоянии пуруша становится сознательным к своей собственной природе. -
В остальное время созерцатель отождествляется с колеблющимся сознанием.Айенгар Б. К. С.
Комментарий
Когда созерцатель отождествляется с сознанием или с видимыми объектами, он сливается с ними и забывает о своем великолепии.
Сознание обладает свойством вовлекаться в видимый объект, притягивать к нему созерцателя и способствовать их взаимному отождествлению. В этом случае созерцатель поглощается объектом. Это порождает многообразие разума и заставляет созерцателя забыть о своей сияющей осознанности.
Если душа не сияет во всей своей славе, значит, ее место заняла мыслительная способность.
Посредством чувств восприятия отпечаток объекта проникает в читту и превращается в чувственное впечатление. Читта впитывает чувственные впечатления, а они, в свою очередь, преобразуют и затуманивают ее. Для такой читты объекты становятся пищей, и она тянется к ним, дабы утолить свой голод. Чтобы завладеть объектами, читта принимает их форму. Таким образом, мысли об объекте полностью окутывают ее, и душа затмевается. Сознание мутнеет и по мере отождествления себя с видимыми предметами вызывает изменения в поведении и настроении. (См. III.36.)
Хотя оно не обладает формой, чтобы определить границы сознания, а также понять его назначение и работу, попробуем представить его в образе оптической линзы. Линза не обладает собственным светом, но располагается непосредственно под источником чистого света, души. Одна сторона линзы – та, что обращена внутрь в сторону света, – остается чистой. Обычно мы осознаем эту внутреннюю грань читты только тогда, когда она начинает говорить с нами голосом совести.
Поверхность линзы, направленная вовне к внешнему миру и связанная с ним чувствами и умом, – хорошо знакомая нам сторона сознания. Эта поверхность является одновременно умом и, наряду с эго и разумом, содержанием сознания. Находясь под влиянием желаний и страхов, этих неизменных спутников мирской жизни, внешняя грань читты теряет свою прозрачность, становится мутной, даже грязной, и покрывается рубцами, что препятствует свету души проникать сквозь нее. Лишенная внутреннего сияния, она все больше жаждет искусственного света обусловленного существования. Все искусство йоги направлено на то, чтобы отделить сознание от феноменального мира, с которым оно себя отождествило, обуздать чувства, которые поймали его в свою ловушку, и очищать его, пока оно не станет полностью проводить свет души.
(См. II.20; IV.22.)
Комментарии (0)