Сутра 6. Пять типов вритти

  • Эти видоизменения (энергии) суть правильное знание, неправильное знание, фантазия, пассивность (сон) и память.
    Бейли
  • Эти разновидности: правильное знание, неразличение, словесные иллюзии,сон и память.
    Вивекананда (новый перевод)
  • Таковы: правильное знание, неразличение, устное заблуждение, сон и память.
    Вивекананда (старый перевод)
  • Правильное Познание, Неправильное понимание, Фантазия, Познание сна и Воспоминание [являются функциями ума].
    Ганганадха
  • Пять проявлений — это постижение, превратное понимание, воображение,глубокий сон и память.
    Десикачара (Кришнамачарьи)

    Комментарий

    Каждое ментальное проявление обладает своими характеристиками. Они не всегда очевидны, но могут быть распознаны. Их влияние (в различных комбинациях) и воздействие на наше поведение определяют нашу индивидуальность.

  • Эти виды — достоверное познание, заблуждение, викальпа, глубокий сон и память.
    Загуменнов
  • Истинное познание, заблуждение, ментальное конструирование, сон и память.
    Островская и Рудой
  • Достоверное знание, неразличение (ошибочное знание), заблуждение, сон,воспоминание.
    Ригина
  • Это — истинное знание (прамана), ложное знание, воображение, сон и память.
    Свенсон
  • Ими являются правильное знание, заблуждение, выдумка, сон и память.
    Фальков
  • Пять типов проявлений ума — это правильное знание, неправильное знание, фантазия, сон и память.
    Свами Сатьянанда Сарасвати

    Комментарий

    В последних трех сутрах мы говорим о слове «вритти». Для ученика йоги важно правильно понять это слово. После продолжительного обдумывания вы осознаете, что окончательная цель йоги есть ничто иное, как тотальное разрушение шаблонов проявления сознания. Это иллюстрирует следующий пример. Различные фигурки или модели формы могут быть вылеплены из глины и, когда они разрушаются, то снова становятся глиной. Точно так же золотых дел мастер делает из золота различные украшения, формы которых известны под различными именами, но, когда они разрушаются или плавятся, они снова становятся золотом. Подобным образом в космическом природном процессе различные вещи и структуры проходят через ум и называются различными именами.
    Ум, или сознание, должно быть лишено всех своих форм с тем, чтобы сознание оставалось безымянным и бесформенным, что является окончательной целью йоги.
    Прекращение осознавания мира ― это только часть йоги. Это не конечная цель, как это ошибочно понимают многие последователи. Они закрывают свои глаза и уши, забывают обо всех внешних вещах и звуках, после чего у них появляются удивительные внутренние видения. Они думают, что достигли конечную цель йоги, но даже это [представление] должно быть разрушено. Должно быть покончено со всем, что является природным проявлением ума.
    Поэтому перед тем, как вы начнете практику йоги, вы должны получить ясное представление о том, что вы собираетесь делать, и в этом вам поможет Патанджали.
    Иногда нам говорят «взять [сознание] назад», отвести свое сознание, но что такое сознание? Вы отводите сознание от внешних звуков, но можете ли вы отвести его от сна? Нет, потому что вы даже не считаете, что глубокий сон ментально обусловлен, вы думаете, что глубокий сон не является ментальным состоянием. Йога говорит, что глубокий сон ― также ментальное состояние, и далее в сутрах Патанджали говорится, что даже самадхи есть ментальное состояние, которое должно быть отброшено. Савикальпа ― самадхи начального уровня является также видоизменением ума и поэтому должно быть преодолено.
    К окончательной цели йоги ведет [определенный] очищающий процесс, и в его реализации Патанджали помогает нам. Пять типов классификации охватывает исключительно все вритти. Все, что вы видите, слышите, испытываете на опыте, все, что реализуется как вритти посредством ума, через чувства, классифицируется в пять групп, которые называются правильное знание, неправильное знание, воображение, сон и память.
    Эти пять типовых проявлений образуют сознание ума. Из них формируются три измерения индивидуального сознания. Они составляют «ментальную фабрику» человека. Любое ментальное состояние включается в пять типовых проявлений, видите ли вы сон или бодрствуете, смотрите или разговариваете, прикасаетесь, наносите удар или плачете; чувство это или эмоция, действие или настроение. Фактически эти пять групп включают в себя все.

  • Их вызывают верное знание, заблуждение, иллюзии, сон и память.
    Айенгар Б. К. С.

    Комментарий

    Пять видов колебаний или состояний сознания определяются следующими факторами: действительным восприятием, т. е. верным знанием, основанным на фактах и доказательствах; недействительным, ошибочным восприятием – заблуждением; фантастическим, воображаемым знанием; знанием, основанным на сне, и памятью.
    Разуму сознания свойственны пять типов: мудха (глупый, тупой, невежественный), кшипта (заброшенный, отвлеченный), викшипта (возбужденный, разбросанный), экагра (однонаправленный, крайне внимательный) и нируддха (усмиренный, контролируемый). Колебания сознания также делятся на пять типов: верное знание, ошибочное восприятие, воображение, знание, основанное на сне, и память. Пять сознательных состояний разума и пять видов колебаний могут как препятствовать, так и способствовать развитию разума и освобождению человека.
    Неправильное восприятие (випарьяйя) определяется работой чувств восприятия. Оно воздействует на ум таким образом, чтобы тот принимал информацию от каждого органа чувств в отдельности (как в притче о шести слепцах и слоне)[1]. Фантастическое знание (викалпа) вынуждает ум витать в облаках и делает его неспособным внимать фактам. Память (смрити) помогает вспоминать прошлый опыт, дабы обеспечить правильное понимание. Сон (нидра) обладает своими особенностями. Кувшин, кажущийся на первый взгляд пустым, на самом деле наполнен воздухом. Так и сознание в момент сна кажется пустым. Существуя в пространстве и не пребывая где-то определенно, оно в действительности исполнено глубокого сна и покоя. Во сне можно узреть спокойствие ума, манолайю, которая ощущается только по пробуждении. Цветок, засыпая, укрывается в бутон. Так и сознание во время сна покоится в своем бутоне – совести. Верное знание (прамана) – это знание, непосредственно проистекающее из сердцевины человеческого существа. Оно интуитивно, а посему чисто и находится за пределами интеллекта.
    Непосредственное знание выводит человека за границы сознательного состояния и приближает его к аманаскатве.

Другие направления