Сутра 44. Другие формы самадхи
- 1. Бейли
- 2. Вивекананда (новый перевод)
- 3. Вивекананда (старый перевод)
- 4. Ганганадха
- 5. Десикачара (Кришнамачарьи)
- 6. Загуменнов
- 7. Островская и Рудой
- 8. Ригина
- 9. Свенсон
- 10. Фальков
- 11. Свами Сатьянанда Сарасвати
- 12. Айенгар Б. К. С.
-
Подобные же два процесса концентрации — с суждением ума и без — могут быть приложены также и к вещам тонким.Бейли
-
Этим же характеризуется медитация с различением и без различения, объекты которой весьма тонки.Вивекананда (новый перевод)
-
Этим путём [сосредоточения] с распознаванием и без распознавания [способ размышления] о более тонких предметах [также] объясняется.Вивекананда (старый перевод)
-
То же касается «осмотрительности» и «неосмотрительности», («соединений») также, которые относятся к тонким объектам, уже описанным.Ганганадха
-
Процесс возможен с любым типом объектов, на любом уровне восприятия,независимо от глубины проникновения и широты охвата.Десикачара (Кришнамачарьи)
Комментарий
Этот феномен не имеет четких границ.
-
Этим описаны также савичара-[самапатти] и нирвичара-[самапатти],имеющие объектами тонкие вещи.Загуменнов
-
Таким же образом объяснены рефлексивное и нерефлексивное [сосредоточения], имеющие «тонкий» объект.Островская и Рудой
-
Посредством этого объясняются также Сарвичара и Нирвичара [«с проникновением в смысл» и «без проникновения в смысл» тонких объектов].Ригина
-
Таким образом описываются медитация и сверхмедитация (нирвичара), имеющая своим объектом тонкое.Свенсон
-
Этими условиями, обдумыванием, и объясняется способ обращения к более тонким предметам.Фальков
-
Собственно этим описанием объяснены савичара самадхи, нирвичара самадхи и тонкие стадии самадхи.Свами Сатьянанда Сарасвати
Комментарий
После нирвитарки существует еще четыре стадии, а именно: савичара, нирвичара, ананда и асмита. Выражение «сукшма вишайя» означает тонкие стадии самадхи: ананда и асмита самадхи, в которых [для сознания] объектом слияния является соответственно блаженство и сознательность. В самадхи, предшествующем савичаре, ученик осознает объект, его имя, форму и качества. Воспринимается либо эти три стороны объекта, чередующиеся между собой, либо существенная природа объекта. В савичаре весь процесс (медитации] пронизан рассуждением; нет присутствия формы. Это трудно объяснить. Вы должны спокойно сесть и медитировать на Шиве или на другом объекте. Концентрация происходит на форме суждения, [но] без словесного мышления.
Процесс [медитации] на суждении [происходит] без использования языка, тогда как обычное мышление всегда включает язык.
Например, когда мы думаем о географии, науке, религии, истории или о настоящем, или будущем, мы используем какой-то язык.
Язык присутствует в течение состояний савитарка и нирвитарка.
* «With reflection» переводится как с «размышлением», с рефлексией, имея в виду, что тонкий объект обнаруживается не непосредственно органами чувств, а посредством вывода формируется суждение об объекте, его идея. В самом же процессе медитации мыслительный процесс отсутствует. (Прим. пер.)Когда мышление лишается языка, это называется савичара. В савичаре присутствуют три вещи: время, пространство и идея [суждение]. Между санкхьей и йогой в отношении медитации существует некоторое отличие, о котором следует сказать. В санкхье нет состояний дхараны, дхьяны и самадхи. Последователь становится сознательным к нирахаре. Он не думает о каком-либо объекте в терминах обычного понимания, как в языке. Он только сознателен в форме видения. Это более высокая садхана. В савичаре ум совершает переходы между временем, пространством и идеей. Эти аспекты не путаются. Это абсолютно чистое осознавание каждого в отдельности. Время, пространство и идея называются вичарой.
Это не мышление. Вичара определяется как процесс, в котором сознание течет без языка как основы. Следует заметить, что медитация на форме включает язык; даже однонаправленность основывается на языке. Ученик может выйти за пределы языка как основы только через переживание внезапной вспышки видения.
В ананда самадхи имеет место чувство абсолютного покоя и абсолютного блаженства, но это блаженство не является состоянием вашего чувственного опыта. Когда ум освобождается от особой аргументации в форме языка, наступает савичара. Это более глубокий план сознания. Сознание в савичаре называется пратьябхиджна, что означает озаренное знание. В нирвичаре пространство, время и идея выводятся из сознания, но за этим что-то остается, и это называется существенной природой мышления. В асмите осознание абсолютно чисто, здесь нет мышления, нет осознания времени или пространства, имеет место полное понимание реализации этого осознания. *
* Сознание осознало (реализовало) само себя. (Прим. пер.) -
Созерцание тонких граней толкуется одинаково как намеренное (савичара самапатти) и ненамеренное (нирвичара самапатти).Айенгар Б. К. С.
Комментарий
Преображение сознания в результате созерцания тонких объектов, которыми являются эго (ахамкара), разум (буддхи), субатомные свойства элементов (звук, осязаемость, вид, вкус, запах), а также саттвическое, раджасическое и тамасическое качества природы, в условиях, заданных пространством, временем и причиной, известно как савичара самапатти. Если же преображение сознания происходит без отражения всего вышеперечисленного, его называют нирвичара самапатти.
Нирвичара самапатти погружает садхаку в состояние, где отсутствует вербальное размышление. Тонкие объекты, отражаемые в савичаре, исчезают. Садхака освобождается от памяти, от пережитого опыта, от прошлых впечатлений. Это новое качество созерцания не обуславливается ни причиной, ни следствием, ни временем, ни местом. Здесь рождается ощущение чистого блаженства (ананда) и чистой самости (сасмита), силу и красоту которых невозможно выразить словами.
Комментарии (0)