Сутра 20. Заслуги, необходимые для асампраджнята самадхи в других случаях

  • Другие йоги достигают самадхи и приходят к различению чистого духа через веру, за которой следуют энергия, память, медитация и правильное восприятие.
    Бейли
  • Иные достигают этого самадхи верой, прилежанием, памятью, сосредоточением и способностью отличать истинное.
    Вивекананда (новый перевод)
  • Другими это самадхи достигается путём веры, энергии, памяти, сосредоточения и различения действительного.
    Вивекананда (старый перевод)
  • Этому предшествовали (были причиной) Искренность, Усердие, Размышление о прошлом, Самообладание (спокойствие) и Мудрость, обнаруженные среди других (т.е. адептов в Йоге).
    Ганганадха
  • Благодаря вере, которая даёт достаточно энергии для достижения успеха вопреки всем случайностям, направление будет выдержано. Реализация целей йоги — это вопрос времени.
    Десикачара (Кришнамачарьи)

    Комментарий

    Но как же с остальными из нас? Существует ли реальный шанс достичь этого состояния йоги?
    Целью является способность направлять разум на объект не отвлекаясь, что со временем даст результат в виде ясного и правильного понимания выбранного объекта.
    Вера - это несокрушимая убежденность в том, что мы достигнем цели. Мы не должны поддаваться самодовольству в случае успеха или разочаровываться при неудачах. Мы должны стойко и настойчиво преодолевать все, что отвлекает наше внимание, независимо от того, кажется оно нам хорошим или плохим.

  • У других достижению асампраджнята-самадхи предшествуют вера, энергичность, память, самадхи и мудрость.
    Загуменнов
  • У других [существ бессознательному сосредоточению] предшествуют вера,энергия, памятование, созерцание и мудрость.
    Островская и Рудой
  • В другом случае это Самадхи [достигается] наполнением знанием, верой,силой, памятью.
    Ригина
  • Для других этому предшествует вера, энергичность, память, самадхи и различение.
    Свенсон
  • Это возможно через веру, энергию, хорошую память и проницательность.
    Фальков
  • Другие (те, кто не принадлежит к свободным от тела и слитым с пракрити) достигают асампраджнята самадхи через соответствующие стадии веры,сильной воли, памяти и понимания, возникающих от сампраджнята самадхи.
    Свами Сатьянанда Сарасвати

    Комментарий

    Два типа йогов, а именно видеха и пракрити лайя, как было сказано, достигают самадхи прямо с рождения, но такие йоги встречаются редко. Огромному множеству последователей приходится идти через регулярную практику различных техник, и эти техники описываются в этой сутре.
    Слово «шраддха» состоит из двух частей: «шрат», означающей «истина», и «дха» ― «владеть». Таким образом, «шраддха» означает «тот, который владеет истиной». Слово «вера», корректный перевод слова «шраддха». Вера обычно слепа, убеждение всегда прочно, но с шраддхой дело обстоит иначе. Она приходит только после понимания истины. Шраддха возникает из истинного опыта. Вера всегда основана на мнении других людей, это не результат осознания истины. Шраддха же никогда не обманывает ожидания. Шраддха ― это первый существенный принцип, применяемый учеником йоги. Он отличается от простой веры. Шраддха появляется только после того, как произойдет проблеск истины, подобно тому, как у Свами Вивекананды и Свами Йогананды был проблеск истины, когда они вошли в контакт с их гуру. Тем не менее, это не есть истина в полном виде, это только ее проблеск, это только начало пути йоги. Гуру вызывает в ученике опыт истины или самадхи посредством своей собственной силы, и таким образом появляется шраддха. Следующее существенное качество называется вирья.
    Это энергия ― как физическая, так и ментальная. В контексте самадхи она означает смелость, посредством которой мы можем преодолеть множество препятствий на пути йоги. Она включает сильную волю и решительность. Необходимо продолжать свой путь любой ценой. Нужно, чтобы ум управлялся надлежащим образом, а контролируемый ум полон смелости, вирьи. В Ведах существует молитва, в которой риши просят даровать им вирью и оджас для достижения смелости и энергии.
    Третий фактор ― это память. В действительности смрити означает дхьяну, в которой последователь удерживает в памяти символ. Посредством смрити мы можем привнести в сознательную область осознание самого сознания.
    Далее мы подходим к самадхи праджне. Она очень существенна для достижения асампраджнята самадхи. Умственные способности бывают двух видов: обычные умственные способности, которые требуются нам для успешного существования в повседневной жизни, и более высокий тип сознания, который развивается как результат сампраджнята самадхи. Этот вид умственных способностей у большинства из нас отсутствует, но они могут развиться посредством регулярной практики. С их появлением последователь может иметь огромный прогресс за очень короткое время. Эти способности могут быть описаны как особый или благоприятный угол видения. Они предполагают духовную реализацию. Можно сказать, что Свами Вивекананда обладал этим даром, благодаря чему у него был очень скорый духовный прогресс, несмотря на различные конфликтующие идеи в его уме, касающиеся религии, Бога, человеческой судьбы и т.д. Итак, самадхи праджня, особая способность есть [восприятие] с некоей духовной позиции или духовное видение, которое развивается через постоянный сатсанг и постоянное самоочищение.

  • Чтобы преодолеть состояние духовной удовлетворенности, необходимо осуществлять практику с верой, доверием, мужеством, используя память и способность к сосредоточению.
    Айенгар Б. К. С.

    Комментарий

    Эта сутра направляет тех продвинутых учеников, которые уже достигли определенного уровня самадхи, и призывает их усилить садхану, подойдя к ней с удвоенной решимостью, энергичностью, осознанностью и преданностью.
    Мудрец Вьяса называет эту стадию упайя пратьяйя.
    Высоко развитые йогины способны отличить изоляцию от освобождения. Они не испытывают восторга по поводу того, что им удалось покорить элементы природы, и не восхищаются своей способностью свободно перемещаться без тела. Дабы усилить свою практику и осуществлять ее с верой и решимостью, они приобретают все новые и новые средства и используют память в качестве проводника, с мудростью, полным сосредоточением, осознанностью и вниманием устремляясь вперед.
    В пуранах сказано, что, когда Джада Бхарата достиг самадхи, он стал холодным и отстраненным. Именно это и имеет в виду Патанджали, когда говорит о промежуточном состоянии самадхи, называя его аньях, иное. Чтобы выйти из такого самадхи и познать окончательное освобождение, Джаде Бхарате потребовалось три жизни.
    Отец Джады Бхараты, раджариши по имени Ришабха, был царем Бхараты. Мать его, Джайявантьямбика, была очень религиозной женщиной. Сын таких благородных родителей, Джада Бхарата более склонялся к духовной жизни, нежели к правлению страной.
    Итак, он решил отречься от своего царства и удалиться в лес. Однажды, купаясь в реке, он увидел беременную олениху, которая приблизилась к воде напиться. Испугавшись внезапного грохота, она родила олененка и умерла. Пожалев детеныша, Джада Бхарата отнес его в свое жилище и стал ухаживать за ним. Он настолько привязался к животному, что, даже умирая, думал лишь о нем. Поэтому в следующей жизни он родился оленем. Несмотря на это его предыдущая садхана никуда не исчезла: скрытая, она осталась в подсознательных впечатлениях. В следующей жизни Джада Бхарата родился человеком в семье «осуществившейся души» Ангираса. Он воспитал в себе безразличие к жизни и жил как безумец.
    Однажды царь пожелал принести богине Калимате человеческую жертву. С большим трудом его слуги нашли подходящего на эту роль человека, которому, однако, удалось бежать прямо накануне обряда. Разгневанный царь отправил слуг за новой жертвой. В этот раз выбор пал на Джаду Бхарату, который бродил по лесу, не проявляя никакого интереса к происходящему вокруг. Когда царь уже готов был отдать приказ о начале ритуала, пред собравшимися внезапно явилась сама богиня Калимата. Она уничтожила царя и его подчиненных и освободила Джаду Бхарату.
    Странствующим мудрецом он отправился в Синд[3]. Царь той страны, дабы обрести духовное знание, возжелал сидеть у ног мудреца Капилы. Однажды в дороге носильщики паланкина, в котором путешествовал царь, заметили Джаду Бхарату и попросили его помочь им нести свою ношу. Тот, не колеблясь, согласился, однако двигался в ритме, который сбивал всех остальных. Носильщики стали браниться и угрожать, на что Джада Бхарата ответил, что их оскорбления не могут причинить вред его Истинному «Я», ибо предназначены для тела. При этих словах царя охватил трепет. Он спустился с паланкина и смиренно пал ниц перед мудрецом, моля о прощении. Сохраняя спокойствие ума, Джада Бхарата принял от царя извинения и пошел дальше осуществлять свою садхану.
    Итак, Джаде Бхарате потребовалось три жизни, чтобы вернуться на путь и возобновить свое движение с того места, где он остановился.
    Эта легенда хорошо рисует нам, насколько пять динамических качеств – вера, настойчивость, прекрасная память, сосредоточенность и осознанность – необходимы для того, чтобы сохранить достигнутое и уйти от духовной изоляции, которую ни в коем случае нельзя принимать за свободу.
    Будда учит (Дхаммапада), что при помощи правильного поведения, веры, энтузиазма, хорошей памяти, сосредоточения и истинного знания можно покорить любую печаль.
    Слово шраддха не следует понимать исключительно как веру. Шраддха также предполагает ментальную и интеллектуальную твердость. (Следующее за ней в сутре слово вирья обозначает мужество и энергичность, относящиеся как к физической силе, так и к крепости нервной системы). Что интересно, впервые употребляя слово шраддха, Патанджали недвусмысленно побуждает садхаку усилить свою садхану ради достижения высшей цели йоги. Естественное доверие ученика подтверждается откровением, после чего преобразуется в веру, которая пропитывает сознание ученика, чем бы тот ни занимался. И если доверие по природе своей инстинктивно, вера интуитивна.
    Описав в сутрах I.17–19 ничем не обусловленное блаженство и духовную ауру, Патанджали в настоящей сутре определяет испытываемое при этом доверие как шраддху.

Другие направления