Сутра 52. Осознание окончательной реальности

  • Интуитивное знание развивается применением различающей способности во время однонаправленного сосредоточения на моментах и их продолжительной последовательности.
    Бейли
  • Сосредоточение на частице времени, выделенной из времени до и после неё,усиливает способность различать.
    Вивекананда (новый перевод)
  • Совершением Самаямы над частицей времени и её кратными приобретается распознавание.
    Вивекананда (старый перевод)
  • От «Дисциплины», сходящейся на «моментах» и их «последовательности»,вытекает знание, порождённое различением (проницательностью).
    Ганганадха
  • Самьяма на время и его течение приводит к абсолютной ясности.
    Десикачара (Кришнамачарьи)

    Комментарий

    Ясность есть способность отчетливо видеть различие между объектами и видеть отдельный объект полностью без помех. Время относительно, его существование определяется сравнением одного момента с другим. Единицей времени, в действительности, является факт фиксации изменения. Изменение - это замена одной характеристики другой.
    Связь между временем и изменением - вот то, что должно быть исследовано данной самьямой.

  • Благодаря самьяме над моментами и их последовательной цепью возникает различающее знание (вивекаджа джнянам).
    Загуменнов
  • Благодаря санъяме на моментах и их последовательности [возникает] знание, порождённое различием.
    Островская и Рудой
  • Самьямой над моментами времени и их последовательностью [достигается]различающее знание.
    Ригина
  • Посредством самьямы над моментами времени и их последовательностью достигается мудрость, рождённая различением (вивекой).
    Свенсон
  • Самьяма над мгновениями и их порядком даёт проницательность.
    Фальков
  • Посредством самьямы на моменте и порядке следования [моментов] рождается знание [процесса] осознания окончательной реальности.
    Свами Сатьянанда Сарасвати

    Комментарий

    Кшана означает мельчайшую единицу времени ― момент. Время есть вечная последовательность моментов, и на ней практикуется самьяма. Знание, которое появляется в результате этого, называется вивека джняна. Оно рождается от различения пуруши и пракрита. Вивека ― самая определяющая идея санкхьи и йоги. Она означает правильное понимание пуруши и пракрити.
    Таким образом, вивека включает знание абсолютного различия между пурушей и пракрити. Путем осознания этого различия йог, в конце концов, достигает полной изоляции для своей высшей самости. Вивека джняна ― это знание, порожденное от осознания конечной реальности. Это высший план сверхсознания. Чтобы достичь его, следует закрыть глаза и стараться быть сознательным к непрерывному потоку моментов и практиковать самьяму на этом потоке.

  • Благодаря самьяме на мгновение и на непрерывный поток мгновений йогин достигает возвышенного знания, свободного от ограничений пространства и времени.
    Айенгар Б. К. С.

    Комментарий

    В этой сутре Патанджали говорит о совершенно ином способе достижения самадхи, а именно о самьяме на непрерывный поток мгновений, текущий в последовательности, обозначаемой как время. Благодаря такой самьяме йогин непрямую постигает время и его относительность. Так он осознает, что мгновение во времени вневременно, и эта вневременность реальна и вечна, в то время как движение мгновения оформляется либо в прошлое, либо в будущее. Мгновение вечно, неизменно и священно. Мгновение – это тайна самадхи. Мгновение – это необусловленная реальность; очередность мгновений – обусловленная реальность. Разница между мгновением и его движением аналогична разнице между абсолютным и иллюзорным. Осознать мгновение значит обрести возвышенный разум.

    В мгновении мы не ощущаем ни психологическое, ни хронологическое время. Мгновение возникает в промежутках между нарастающими впечатлениями и последующим их усмирением, и наоборот. Мгновение – это спокойное промежуточное состояние, благоприятное и чистое. Необходимо придавать ему устойчивость, а также продлевать и расширять его – так сознание сможет стать абсолютным.
    Это вивекаджа джняна – врата к кайвалье. Йогин постиг порядок практики и порядок времени и отныне ему не страшны искушения небесных существ. (Если искушения все же начнут беспокоить его, ему необходимо строго осуществлять садхану и помнить о том, что его цель – это Самореализация.)
    Подобно тому, как атом является мельчайшей частицей материи, так и мгновение – мельчайшая частица времени. Мгновение единственно, отдельно. Мгновения сменяют друг друга в последовательности, а последовательность составляет время. Так спицы мгновений вращаются в колесе времени. Движения ума во временном континууме составляют психологическое время. Движение мгновений в настоящем, прошлом и будущем образуют время хронологическое.
    Йогин не утрачивает осознанность мгновения и таким образом подчиняет себе психологическое и хронологическое время. Он сохраняет направленность внимания на мгновение и не позволяет ему переключаться на движение мгновений. Он безмятежен, и вследствие того, что фактор времени более не существует, его сознание теряет свою значимость. В результате он зрит душу. Это вивекаджа джняна, возвышенный разум, тайное и священной знание. (Читайте и перечитывайте II.9–15).
    Все это кажется довольно сложным. Безусловно, обретение возвышенного разума – задача чрезвычайно трудная сродни попытке продеть в иголку слишком толстую нитку. Однако отсюда мы можем извлечь хороший урок и, таким образом, совершенствовать качество своей жизни.
    Поэты и мудрецы с незапамятных времен призывают нас жить в настоящем мгновении, ибо это то единственное, что у нас есть. Вы никогда не задумывались, почему жизнь газелей, со всех сторон окруженных хищниками, отнюдь не напоминает ад, сплошь пронизанный страхами и неуверенностью? Как же живут эти прелестные существа, как им удается размножаться и наслаждаться собственным физическим совершенством, зная, что они неминуемо окончат свои дни в пасти у льва? Ведь их «подход к жизни» нельзя назвать скучным фатализмом или отсутствием воображения. Если бы им не хватало последнего, вряд ли они бы бегством спасались от своих хищных преследователей. Ответ на эти вопросы заключается в том, что животные обладают способностью жить настоящим мгновением – таким, каким оно является, а не каким могло бы быть. Безусловно, живя одним мгновением, мы все равно рано или поздно встретим свою смерть. Однако прежде чем умереть, мы успеем пожить. Многие покидают этот мир, даже не успев пожить. Это является истиной как на клеточном, так и на психологическом уровне существования. Достигая совершенного положения в асане, мы наполняем каждую клетку своего тела жизнью, которая есть не что иное, как осознание настоящего мгновения. Клетки тоже умрут, но прежде они исполнятся жизни.
    Одна из причин, по которой я веду себя с учениками очень строго, заключается в том, что я хочу дать им полтора часа жизни в настоящем. Когда я криком призываю их вытягивать ноги в ширшасане (стойка на голове), я не оставляю им возможности предаваться посторонним мыслям вроде «что у меня сегодня на ужин» или «повысят ли меня на работе». Для того, кто привык убегать от настоящего, один час «сейчас» может стать настоящем потрясением или вовсе оставить без сил. Не исключено, что усталость, которую многие испытывают после занятий, объясняется скорее этой причиной, чем физической работой в асанах. Мы настолько привыкли ментально отсутствовать в том, что происходит, что это стало для нас необходимостью, наркотиком, а привычки, как известно, изжить не так просто. На понимающего ученика асаны оказывают бодрящее воздействие.
    Из-за ментальности «где-то еще» или «по-другому», к которой нас привязало психологическое время, мы выхолащиваем настоящую действительность и заменяем ее на иллюзорную нереальность. Такое отношение к жизни можно сравнить с пребыванием в отвратительно-грязном отеле. Представьте, что вы приехали в городок, единственный отель которого находится в страшном запустении. Отказываясь принять действительность, как она есть, вы всю ночь мучаетесь, вспоминая шикарный номер пятизвездочного отеля, в котором отдыхали всего сутки назад. Но в этом городке только одна гостиница, и, мечтая о другой, мы ради фантазии лишаем себя сна. Атом мгновения, т. е. мельчайшая частица времени, в которой мы пребываем, – это город с единственным отелем. Если мы сможем сжиться с этой реальностью вне зависимости от собственных оценок – «хорошо», «плохо», «так себе» – и не устремим свой взор ни вперед, ни назад, ни в сторону, мы сохраним свободу. Если кому-то покажется, что я упростил проблематику этого явления, то сделал я это намеренно в попытке сорвать с него тот покров мистицизма, которым его окутали интеллектуалы, превратив его в свою игрушку.
    (См. IV.12 и 13.)

Другие направления