Сутра 51. Причины падения

  • Следует полностью отвергнуть все соблазны, исходящие от всех форм существования, даже небесных, поскольку возвращение зловредных контактов остаётся возможным.
    Бейли
  • Йог не должен поддаваться соблазну и лести небожителей, опасаясь нового зла.
    Вивекананда (новый перевод)
  • Требуется полное отвержение наслаждения и искушений со стороны небесных существ, под страхом возобновления зла.
    Вивекананда (старый перевод)
  • [Должно быть] избежание привязанности и гордости в небесных [божественных] соблазнах; поскольку существует возможность возвращения зла.
    Ганганадха
  • Попытка занять более высокое положение среди окружающих с помощью полученных знаний посредством самьямы должна быть пресечена. Иначе индивидуум придёт к неприятным последствиям, подобным тем, которые возникают из-за всех помех в йоге.
    Десикачара (Кришнамачарьи)

    Комментарий

    Эти помехи включают в себя смещение ценностей. Когда уважение окружающих за глубокие знания значит больше, чем свобода от болезненных последствий своих действий, падение неизбежно.

  • При искушениях [со стороны существ], обитающих в высших [сферах],пусть не будет контакта [санга] и гордости (самодовольства), ибо возможны нежелательные последствия.
    Загуменнов
  • В случае приглашения от [существ], находящихся на [более высоких] ступенях [бытия, йогин не должен испытывать] ни тщеславия, ни радости, так как нежелательная привязанность [может появиться] вновь.
    Островская и Рудой
  • При [достижении] высокого положения гордость, привязанность к своим идеям и нетерпимость к другим [становится] причиной утраты этого положения.
    Ригина
  • Пусть от общения с божествами высших сфер не возникает гордости и самодовольства, ибо все ещё сохраняется возможность соприкосновения с нежелательным.
    Свенсон
  • Не требуется полное отречение от всех удовольствий и искушений со стороны высших сил, чтобы не вернулось зло.
    Фальков
  • При приглашении деватов не должно быть привязанности и гордости,поскольку существует возможность возобновления нежелательного.
    Свами Сатьянанда Сарасвати

    Комментарий

    После проявления сиддх йог становится объектом почтительного приглашения со стороны определенных сил, например деватов, с поручением [совершать] различные действия. В этих обстоятельствах он не должен проявлять никакой привязанности [к силам] или гордости. В противном случае существует возможность возобновления нежелательных реакций. Йог [может] страдать от физических или ментальных беспокойств. Поэтому в этой сутре говорится, что ему нужно быть внимательным и не следует проявлять какую-либо привязанность или гордость.
    Йоги бывают четырех видов:
    1. Пратхама калпика или начинающие в самадхи.
    2. Мадхубхумика, или те, кто попробовал сладость йогических сил.
    3. Праджняджьоти ― кто видит свет чистого сознания.
    4. Атикранта бхаванийа ― кто становится абсолютно не привязанным и отрекается даже от высшего достижения. [Те], кто закончил весь курс духовных практик.
    На различных стадиях йоги приглашаются авторитетами высших астральных планов, и вот почему йогу следует упражняться в абсолютном самоограничении. Ему следует избегать привязанности и гордости, тогда он может идти дальше и достигает цели, откуда нет возврата. Но если он пренебрегает этим предостережением, он с необходимостью подвергается наказанию. Это также означает, что, когда в вашем распоряжении имеется духовная сила, вам следует прежде всего стараться выполнить эти два условия, т. е. [сохранять] свободу от привязанности и гордости. До тех пор, пока эти два условия не будут выполнены, вам следует решительно отказаться от использования своих оккультных или психических сил.
    Как только вы становитесь свободным от этих двух [качеств], вы легко можете идти [дальше] вперед.

  • Когда к йогину приближаются небожители, не должно быть ни удивления, ни привязанности, ибо нежелательная связь может образоваться вновь.
    Айенгар Б. К. С.

    Комментарий

    Соблазнить йогина и лишить его милости йоги пытаются даже небесные существа. Йогину необходимо сохранить свободу, доставшуюся ему с таким трудом, и не пасть жертвой искушений, которые грозят лишением всех духовных наград.

    Словно сирены, небесные существа соблазняют возвышенного йогина, стремясь обречь его на гибель. Поддавшись на их льстивые речи, йогин вновь окажется в ловушке чувственных удовольствий, а следовательно, и страданий, и лишится милости йоги.
    Существует четыре типа йогинов. Это пратхама калпика, мадхубхумика, праджняджйоти и атикрантабхаванийя. Пратхама калпика – это тот, кто упорно осуществлял свою йогическую садхану, и сила его успеха только-только начала проявляться. Йогины второго типа научились отличать читту и созерцателя и теперь пытаются достичь большего мастерства. (Их также называют ритамбхара праджни). Праджняджйоти удалось покорить элементы природы, свойства чувств восприятия, ум и желания и осознать созерцателя. Атикрантабхаванийи достигли высшего знания созерцателя и обрели силу паравайрагьи (высшая степень беспристрастности).
    К какому бы типу ни принадлежал йогин, ему следует быть внимательным и остерегаться ангельских ловушек. Необходимо оградить себя от божественных искушений так, чтобы в сердце не осталось ни малейшего места для нежелательных чувств и порывов.
    (См. I.16, 21, 48; II.27.)

Другие направления