Сутра 53. Знание различия

  • Из этого интуитивного знания рождается способность различать (между всеми существами) и познавать их класс, качества и положение в пространстве.
    Бейли
  • Это самьяма открывает путь к различению и того, что не дифференцировано видом, признаком или местом.
    Вивекананда (новый перевод)
  • То, что не может быть различаемо по видам, признакам и месту, даже то будет распознано вышеуказанной Самьямой.
    Вивекананда (старый перевод)
  • Отсюда вытекает узнавание (признание) [различия] двух похожих вещей,даже когда это различие не указано видом, характером (свойством) или положением (джати, лякшана, деша).
    Ганганадха
  • Ясность позволяет различать объекты даже в тех случаях, когда различие неясно. Очевидная похожесть не должна удерживать индивидуума от чёткого восприятия выбранного объекта.
    Десикачара (Кришнамачарьи)
  • Если вещи (объекты) не отличаются [друг от друга] по роду (джати), признакам (лакшана) и положению (деша) и [потому кажутся] одинаковыми, они могут быть отличаемы [друг от друга различающим знанием].
    Загуменнов
  • Благодаря ему [достигается истинное] знание двух тождественных [объектов], когда нельзя установить их различие относительно родовой характеристики, свойств и положения в пространстве.
    Островская и Рудой
  • А из него — распознавание двух сходных [событий], чьё различие не может быть измерено ни общественным сословием, ни свойствами, ни местом.
    Ригина
  • Вивека даёт возможность познать различие между двумя сходными вещами,когда между ними нет различия в классе, признаке или положении.
    Свенсон
  • Из неё возможно получить знание о нераспознаваемом по роду, качествам и месту.
    Фальков
  • Оттуда происходит знание двух похожих объектов, которые неразличимы по классу рождения, характеристике или положению, поскольку отсутствует определённость.
    Свами Сатьянанда Сарасвати

    Комментарий

    Посредством знания окончательной реальности вы развиваете способность, благодаря которой вы можете ясно различать два различных состояния объекта. Именно этим [путем] определяется прошлое, настоящее и будущее рождение, а также непрерывность сознания. Характеристики личности, ее положение и место изменяются от рождения к рождению. Но самость остается той же. Тем не менее, это трудно понять. Как различные предметы, такие, как кирпичи и горшки, могут быть сделаны из глины и, в конце концов, вернуться к тому же состоянию глины, похожим образом самость, хотя и кажется различной в различных рождениях, в действительности одна и та же. Это познается посредством высшего сознания.
    С помощью вивекаджа джняны обретается знание различия между двумя похожими объектами, которые неразличимы по классу рождения, характеристике или положению. Этим йог узнает различные преобразования, имеющие место в дживе, и в совершенстве познает суть процесса.

  • Благодаря этому знанию йогин безошибочно определяет грань между схожими объектами, которые нельзя различить ни по рангу, ни по качественным характеристикам, ни по расположению в пространстве.
    Айенгар Б. К. С.

    Комментарий

    Благодаря возвышенному разуму йогин обретает способность безошибочно и мгновенно определять малейшие различия между двумя схожими предметами или объектами, не опираясь при этом на такие критерии, как класс, к которому они принадлежат, их происхождение, качество или расположение.

    Йогин, достигший духовной реализации, обретает ясность и чувствительность, благодаря которым постигает даже самые тонкие из вещей. Он видит отличия между вещами и ведет себя безупречно.
    До тех пор пока они не утвердятся в священном, божественном, духовном знании (вивекаджа джнянам), это качество разума недоступно даже возвышенным душам.