Сутра 44. Господство над бхутами
- 1. Бейли
- 2. Вивекананда (новый перевод)
- 3. Вивекананда (старый перевод)
- 4. Ганганадха
- 5. Десикачара (Кришнамачарьи)
- 6. Загуменнов
- 7. Островская и Рудой
- 8. Ригина
- 9. Свенсон
- 10. Фальков
- 11. Свами Сатьянанда Сарасвати
- 12. Айенгар Б. К. С.
-
Однонаправленная медитация над пятью формами, принимаемыми каждым элементом, даёт господство над каждым элементом. Эти пять форм — грубая природа, элементальная форма, качество, проницаемость и основное назначение.Бейли
-
Сосредоточение на грубых и тонких формах элементов, на их основных свойствах, на взаимодействии в них разных гун, на их влиянии на опыт,накапливаемый душой, даёт власть над элементами.Вивекананда (новый перевод)
-
Совершением Самаямы над элементами, начиная с грубых и кончая самыми тонкими, приобретается господство над элементами.Вивекананда (старый перевод)
-
От Дисциплины, сходящейся на: i) грубой (стхуля); ii) основной (неотъемлемой) (сварупа); iii) тонкой (сукшма); iv) постоянной (присущей) (анвая);v) эффективной (артхаваттва) формах [вещей], вытекает «овладение материальными веществами (субстанциями)».Ганганадха
-
Исследование самьямой процесса происхождения материи во всех её формах,представлениях и используемых видах может развить способность управлять энергиями стихий.Десикачара (Кришнамачарьи)
Комментарий
Материя состоит из элементов в различных, но взаимосвязанных формах. Каждый элемент существует отдельно, а их совокупность есть основа наблюдаемых нами объектов. И если мы не знаем их природу, мы сталкиваемся с проблемами управления материей, в том числе и собственным телом.
-
Благодаря самьяме над «грубым» (стхула), «собственной природой» (сварупа),«тонким» (сукшма), «связью» (анвая) и над «обладающим целью» (артхаваттва)господство над элементами (бхута).Загуменнов
-
Благодаря санъяме на грубом, на собственной форме, на тонком, на присущем и на целеполагании [возникает способность] подчинения себе «[великих]элементов».Островская и Рудой
-
Победа над [пятью] стихиями [достигается] самьямой над назначением и составом природы [этих] стихий — от грубых до тонких.Ригина
-
Посредством самьямы достигается власть над пятью элементами в их грубом постоянном, тонком, всепроникающем и приносящем пользу состояниями.Свенсон
-
При совершении Самьямы над элементами, сперва над главными, затем постоянными, тонкими, всепроникающими и уже затем осуществившимися,приобретается власть над ними.Фальков
-
Самьямой на грубых, основополагающих, тонких и взаимопроникающих состояниях, а также на цели бхут достигается господство над ними.Свами Сатьянанда Сарасвати
Комментарий
Существует пять состояний пяти элементов, а именно: их грубая форма, реальная форма, тонкая форма, универсальная форма и их цель. Самьяма на этих состояниях элементов дает господство над ними. [Слово] таттва здесь не означает качество; оно означает «таковость». Это компоненты некоего принципа. Они имеют отношение к состоянию существования объекта, его функциям и его природе. В санкхье и йоге существует множество таттв. Хотя они существенно различаются, они происходят от одного высшего принципа. Под пятью таттвами имеются в виду [грубые] элементы, которые называются земля, вода, огонь, воздух и эфир. Они созданы, чтобы служить объектами для самьямы. Но самьяма должна выполняться не только на грубой форме [элементов], но также на их тонкой [форме], основополагающей [природе] и универсальной форме. Основополагающей природой земли является твердость*, воды ― текучесть, огня ― жар [или светимость], воздуха ― подвижность и акаши (эфира) ― протяженность**.
Самьяма практикуется на этих основополагающих качествах. Под их тонкими состояниями имеются в виду их танматры, которые называются запах, вкус***, форма.
[или цвет], касание [или тактильное ощущение] и звук.
В оригинале допущена некоторая путаница между основополагающей природой элементов и их тонкими состояниями ― танматрами. Так в тексте приведены:
* ― запах вместо твердости,
** ― звук вместо протяженности,
*** ― вкус вместо текучести. (Прим. пер.)
Самьяма практикуется также на них. Подобным образом выполняется самьяма на их универсальной форме, которая общая для всех. Цель или функция бхут состоит в том, чтобы затем [в процессе инволюции] медитировать на них. Под функциями бхут имеются в виду двадцать пять таттв санкхьи, а именно: пуруша, пракрити, три внутренних органа, пять органов познания, пять двигательных органов, пять танматр и пять [грубых] элементов. Эти двадцать пять таттв и являются функциями бхут. -
Благодаря самьяме на элементы – их массу, форму, тонкость, соединение и назначение – йогин становится их господином.Айенгар Б. К. С.
Комментарий
Благодаря самьяме йогин обретает контроль над грубыми и тонкими элементами природы, над формой этих элементов, а также над гунами и постигает назначение этих явлений.
Вселенная соткана из основных элементов природы: земли (притхви), воды (ап), огня (теджас), воздуха (вайю) и эфира (акаша). Каждый элемент обладает пятью характеристиками – массой (стхула), тонкостью (сукшма), формой (сварупа), всепроницаемостью или взаимопроникаемостью (анвайя), а также целью или результатом.
К свойствам грубых форм элементов относят твердость, текучесть, жар, подвижность и объем. Тонкими соответствиями грубых элементов являются запах, вкус, вид, осязаемость и звук. Их взаимная проницаемость – это три гуны, а цель – либо земные услады, либо свобода и блаженство.
Элемент земли обладает пятью свойствами – звуком, осязаемостью, видом, вкусом и запахом. Вода – четырьмя: звуком, осязаемостью, видом и вкусом. Огню свойственны звук, осязаемость и вид. Воздух можно услышать и потрогать. Эфир обладает лишь одним свойством – звуком (см. пранавах, I.27).
(См. II.18–19.)
Комментарии (0)