Сутра 43. Универсальное состояние ума
- 1. Бейли
- 2. Вивекананда (новый перевод)
- 3. Вивекананда (старый перевод)
- 4. Ганганадха
- 5. Десикачара (Кришнамачарьи)
- 6. Загуменнов
- 7. Островская и Рудой
- 8. Ригина
- 9. Свенсон
- 10. Фальков
- 11. Свами Сатьянанда Сарасвати
- 12. Айенгар Б. К. С.
-
Когда устраняется то, что скрывает свет, приходит состояние существования,называемое развоплощённым, освобождённое от видоизменения мыслящего принципа. Это состояние просветления.Бейли
-
Сосредоточение на «подлинных изменениях» ума вне тела, на том, что называется великой бестелесностью, помогает снять покровы со света.Вивекананда (новый перевод)
-
Совершением Самаямы над внешними реальными видоизменениями сознания, называемыми великой бестелесностью, достигается исчезновение заслоняющего свет.Вивекананда (старый перевод)
-
Когда функция [Ума] не «присвоена», она становится «Великой Бестелесной[Функцией]» отсюда вытекает падение завесы от Освещения (Просвещения).Ганганадха
-
Исследуя эти явления и развивая условия, при которых разум не искажает восприятие, мы достигаем экстраординарных способностей, с помощью которых можно исследовать другие разумы. Облака, мешающие правильному восприятию, уменьшаются до минимума.Десикачара (Кришнамачарьи)
Комментарий
Такое развитие происходит поэтапно. Мешающие облака - это помехи, описанные в сутре 2-3.
-
Состояние [ума], не обусловленное извне (бахир-акальпита-вритти), есть«великое бестелесное» (маха-видеха). [Благодаря самьяме на нём] — уничтожение «скрывающего свет».Загуменнов
-
Реальная деятельность [сознания] вне [тела называется] Великой бестелесной;благодаря ей устраняется препятствие для света.Островская и Рудой
-
Самьямой над «великой бестелесностью» внешние вибрации приобретают реальность. Этим [достигается] свет, разрушающий вуаль иллюзорности.Ригина
-
Действительный выход из тела, действия за пределами тела составляют великое надтелесное (маха-видеха). Этим уничтожается покров над сиянием.Свенсон
-
Совершение Самьямы над реальными видоизменениями окружающего даёт великую бестелесность, разрушающие преграды просветлению.Фальков
-
В состоянии махавидеха вритти [внешне] не обуславливаемы и находятся вне сферы действия тела, вследствие чего [завеса], покрывающая свет, разрушается.Свами Сатьянанда Сарасвати
Комментарий
Слово махавидеха означает великое или универсальное состояние ума, который функционирует без физического тела. Наш ум создан таким образом, что содержит в себе две области:
1. [Область, содержащая] вещи, которые мы изучаем и испытываем на опыте в повседневной жизни, отпечатки от многих жизней и т.д. Это содержание ума зависит от запаса прошлых отпечатков и образов.
2. В дополнение к первой имеется область, называемая универсальным умом.
Это необходимо ясно понимать. Индивидуальный ум «создан» из отпечатков различных видов, которые зависят от контактов с внешним миром через органы чувств, но его основа находится в универсальном уме. Универсальный ум является первоначальным; для всех человеческих существ он является общим основанием личности.
Если бы все отпечатки опыта могли быть удалены из ума, тогда то, что останется, было бы универсальным умом, который безграничен и бесконечен. Состояние махавидеха есть состояние сознательности к этому универсальному уму. Когда посредством самьямы осуществляется этот контакт, [возможно] существование без тела.
Это состояние махавидеха есть некая вритти. Это состояние ума. Когда это состояние устанавливается, разрушается завеса, покрывающая свет. Когда вы продолжаете отбрасывать отпечатки, полученные посредством контакта [ума] с органами чувств и внешним миром, тогда вы достигаете состояния ума, в котором универсальный ум функционирует независимо от тела, ума и чувств. Кроме того, в этом состоянии ярче сияет духовный свет, поскольку удаляется скрывающая его завеса. Но эта завеса света отличается от той, которая удаляется практикой пранаямы. -
В результате самьямы на махавидеху (бестелесность), при которой сознание отделяется от тела, срывается покров, не пропускающий свет.Айенгар Б. К. С.
Комментарий
Благодаря самьяме на сознание йогин обретает способность жить вне тела. Несмотря на невероятность подобного утверждения, это, тем не менее, факт. Это сиддхи, именуемое махавидеха сиддхи, или великое развоплощение. Благодаря ему срывается покров, не пропускающий свет. В этом состоянии йогин становится обладателем истинного, чистого интеллекта.
Состояние, при котором сознание устремляется за пределы тела, но пребывает в нем, называется вообразимым. Состояние, при котором сознание уходит из тела, перестает зависеть от него и пребывает вне его пределов, называется невообразимым. При махавидехе йогин разрывает контакт тела и ума и в результате освобождается от страдания. Он выходит за пределы гун.
В таком состоянии – состоянии неконтакта – читта становится божественной и универсальной. Она обретает способность впитывать и постигать что бы то ни было, не вовлекая в этот процесс тело, органы чувств или эго.
Из биографии Шри Ауробиндо можно заключить, что он пребывал в махавидехе во время своего тюремного заключения.
(См. I.19.)
Комментарии (0)