Сутра 8. Все же внешние к нирбиджа самадхи

  • Однако даже эти три являются внешними по отношению к истинной медитации без семени (или самадхи), которая не основывается на объекте. Она свободна от эффектов, вызываемых распознающей природой читты (или умственной материи).
    Бейли
  • Но даже они внешни по сравнению с самадхи «без семени».
    Вивекананда (новый перевод)
  • Но даже они внешние относительно лишённой семени Самадхи.
    Вивекананда (старый перевод)
  • Даже так, это является «внешним» к «бесплодному» (нирбиджа) (Абстрактному Союзу).
    Ганганадха
  • Состояние, когда разум свободен от впечатлений и не существует ничего,чего бы он не мог достичь (нирбиджах самадхи), более сложное, чем состояние направленности на объект (самадхи).
    Десикачара (Кришнамачарьи)

    Комментарий

    Благодаря настойчивости и дисциплине мы можем адаптировать наше мышление для поддержания процесса направленности.
    Сутра 1-51 определяет это как наивысшее состояние йоги. Разум, пребывающий в этом состоянии, прозрачен, очищен от любого сопротивления познанию и свободен от любых прошлых впечатлений. Смысл сутр 3-7 и 3-8 в том, что самьяма возможна только на нашем индивидуальном уровне. Не может быть универсальных градаций в выборе направления исследований. Это не может происходить на одном и том же уровне для всех нас и во все времена. Это относительный аспект самьямы, поскольку он базируется на индивидуальных способностях и потребностях личностей. Некоторые из нас имеют способности, дающие возможность начать самьяму на более высоком уровне. Эксперту по человеческой анатомии не потребуется много времени для понимания позвоночного столба лошади. Но эксперт в финансах должен будет начать с постижения азов.

  • Но даже они — внешни [относительно] самадхи-без-семени.
    Загуменнов
  • И они же — внешние [средство сосредоточения], «лишнего семени».
    Островская и Рудой
  • Но для Нирбиджа Самадхи (Самадхи «без семени») и эти три стадии —внешние.
    Ригина
  • Но даже они внешни [относительно] самадхи без семени (нирбиджа).
    Свенсон
  • Но даже она внешняя по отношению к чистому [трансцендентному] сознанию.
    Фальков
  • То (три стадии или троица) есть также внешнее к нирбиджа самадхи.
    Свами Сатьянанда Сарасвати

    Комментарий

    Нирбиджа самадхи ― это глубочайшее или тончайшее состояние, так что по сравнению с ним даже дхарана, дхьяна и самадхи являются внешними. В нирбиджа самадхи нет ни пратьяи, ни объекта, ни семени, а только чистое сознание. Самьяма принадлежит к сабиджа самадхи, так что четыре стадии сампраджняты должны считаться внешними по отношению к нирбиджа самадхи.
    Таким образом, первые пять частей, а именно яма, нияма, асана, пранаяма и пратьяхара являются внешними к дхаране, дхьяне и самадхи, которые в свою очередь внешние по отношению к нирбиджа самадхи.
    Из положения, что сабиджа самадхи является внешним по отношению к нирбиджа самадхи, следует важный результат, о котором мы должны знать. Он заключается в том, что хотя посредством самьямы мы можем получить сверхъестественные силы, она не является высшим состоянием. Высшее состояние, а именно нирбиджа самадхи совершенно отличается от самьямы. Психические способности, которыми мы овладеваем через самьяму, находятся в области сабиджа самадхи, которое не является заключительной стадией. Поэтому духовному искателю не следует пребывать в удовлетворенности в отношении сабиджа самадхи, а нужно пытаться идти к глубочайшему уровню, т. е. нирбиджа самадхи.
    Самьяма может практиковаться на любом объекте, который может быть в теле или во внешнем мире. Это может быть грубый объект или тонкий, это может быть часть вашего тела, такая, как кончик носа, язык и т. п. Самьяма может практиковаться не только на объектах, имеющихся в наличии, но также на тех, которые существовали в прошлом (предыдущее рождение), или будут в будущем, например будущее рождение. При этом необходимо помнить, что любой вид самьямы является внешним по отношению к нирбиджа самадхи.

  • Также и самьяма по отношению к самадхи без семени (нирбиджа) суть внешняя.
    Айенгар Б. К. С.

    Комментарий

    Для того, кто познал самадхи без семени, т. е. узрел душу, даже совершенные дхарана, дхьяна и самадхи суть лишь внешние.

    В комментарии к сутре I.2 Вьяса описывает пять состояний сознания:
    1. Кшипта, ментальная сила, которая разбросана, пребывает в беспорядочном и запущенном состоянии.
    2. Мудха, притупленное, вялое состояние.
    3. Викшипта, возбужденное и отвлеченное, неупорядоченное и неконтролируемое.
    4. Экагра, состояние однонаправленного внимания.
    5. Нируддха, здесь все обуздано, отсюда садхака подходит к порогу, за которым лишь кайвалья.

    Сутры III.7–8 проводят грань между сабиджа и нирбиджа самадхи. В сутре III.7 речь идет о том, что, покоряя инструменты природы и саму природу, мы приближаемся к кайвалье. Сутра III.8 разъясняет, что, поскольку самьяма зависит от опоры, т. е. от некой формы, по отношению к нирбиджа самадхи она является «внешней». Как только инструменты природы (тело, органы действия, чувства восприятия, ум, разум, интеллект и сознание) прекращают свою работу, душа (атман) начинает сиять и садхака, ступив за порог, постигает кайвалью.
    Сон – это возникающее естественным образом состояние, при котором любая ментальная деятельность останавливается сама собой, без всяких усилий с нашей стороны. Достигая совершенства сабиджа самадхи, мы следуем к самадхи без семени – к кайвалье – так же легко и без усилий, как когда погружаемся в сон. Так душа самопроизвольно всплывает на поверхность.
    (См. I.16–18, I.41–45 и III.13.)

Другие направления