Сутра 2. Что такое дхьяна
- 1. Бейли
- 2. Вивекананда (новый перевод)
- 3. Вивекананда (старый перевод)
- 4. Ганганадха
- 5. Десикачара (Кришнамачарьи)
- 6. Загуменнов
- 7. Островская и Рудой
- 8. Ригина
- 9. Свенсон
- 10. Фальков
- 11. Свами Сатьянанда Сарасвати
- 12. Айенгар Б. К. С.
-
Поддерживаемое сосредоточение (дхарана) — это медитация (дхьяна).Бейли
-
Установление непрерывного потока знания об этом объекте — это уже дхьяна.Вивекананда (новый перевод)
-
Непрерывное течение познавания этого предмета есть Дхьяна.Вивекананда (старый перевод)
-
Медитация (созерцание, Дхьяна) заключается в непрекращающейся непрерывности созерцания того [места].Ганганадха
-
Тогда ментальные проявления формируют непрерывный поток в направлении этого объекта.Десикачара (Кришнамачарьи)
Комментарий
После фиксации направления развивается связь между проявлениями разума и выбранным объектом.
Сначала наше "понимание" искажено воображением и воспоминаниями. Но по мере интенсификации процесса постижения наше понимание объекта углубляется. -
Дхьяна — непрерывное течение идей, [направленное к тому пункту].Загуменнов
-
Созерцание (дхьяна) есть сфокусированность [однородных] состояний сознания на этом [месте].Островская и Рудой
-
Дхиана (медитация) — непрерывное погружение туда [в объект].Ригина
-
Медитация (дхьяна) есть поток, сфокусированный на одно.Свенсон
-
Дхияна состоит в непрерывном познании этого объекта.Фальков
-
Непрерывный поток содержания сознания есть дхьяна.Свами Сатьянанда Сарасвати
Комментарий
Пратьяя означает основу сознания, которая может быть идеей, звуком или любым объектом, тонким или грубым. Если в дхаране осознание становится настолько непрерывным, что отсутствуют перерывы или прерывания, вызванные, [например], какой-либо мыслью, тогда дхарана замещается дхьяной, т. е. превращается в нее. Когда мы практикуем дхарану, иногда дхьяна испытывается [сама собой]. В дхьяне имеет место непрерывный поток сознания.
Если вы представляете перед внутренним взором* определенный объект, не следует [допускать], чтобы этот объект был единственным [содержанием сознания]. Вы должны также осознавать, что вы практикуете дхьяну. Это важно. Иногда вы можете забывать про объект, но при этом будет оставаться осознание [самого процесса] дхьяны, который называется сакши бхава. Иначе, что обычно бывает, если в течение концентрации ваш ум ускользает, у вас не будет возможности знать об этом. Это не должно случаться. Таким образом, дхьяна включает две вещи: одна ― нерушимый, непрерывный поток сознания единичного объекта и вторая ― осознание дхьяны, т. е. осознание того, что вы практикуете не нарушаемую концентрацию. Эти два вида осознания идут бок о бок.
* Глагол «to visualize» в общем случае мы переводим как «представить перед внутренним взором», а «визуализировать» ― только если из контекста следует, что имеются в виду усилия по воспроизведению визуального образа объекта. (Прим. пер.) -
Равномерный и непрерывный поток внимания, направленный на одну и ту же точку или область, есть медитация (дхьяна).Айенгар Б. К. С.
Комментарий
Обязательное условие для медитации (дхьяна) – это поддержание непрерывного потока внимания на одной неподвижной точке или области. Этот процесс должен быть безостановочным и исключать какое-либо вмешательство. В дхьяне ум наблюдает сам себя, свое поведение, поэтому психологическое и хронологическое время останавливается. При этом интенсивность внимания в поле сознания не изменяется. Поток внимания остается таким же плавным, гладким и равномерным, как струя масла, льющаяся из кувшина. При сохранении интенсивности внимательная осознанность из однонаправленной концентрации превращается во внимательность, не направленную ни на что определенно.
Разница между дхараной и дхьяной заключается в том, что дхарана больше связана с прекращением колебаний, создаваемых мыслительными волнами. Задача дхараны – помочь садхаке достичь однонаправленной концентрации. В дхьяне же упор делается на поддержании устойчивого и глубокого созерцательного наблюдения.
Экатаната подразумевает непрерывный контакт сознания садхаки и его садханы. Таким образом, дхьяна может достигаться и в асане, и в пранаяме. В асане начинается центробежное движение сознания к границам тела. Движение это может быть вертикальным, горизонтальным и круговым. По мере того как все тело собирается в единый фокус, наряду с центробежным начинает происходить и центростремительное движение. Если сохранить стабильность этого состояния сознания, наступит медитация. Аналогично в пранаяме мы тщательно вымеряем и поддерживаем поток дыхания внутрь и наружу, в результате чего достигается полное единение с собственной самостью. Во время задержки, когда тело, сознание и душа начинают звучать в унисон, наступает медитация. Другими словами, если в действии и наблюдении мы будем неизменно сохранять интенсивность внимания, отражения и созерцания, дхарана развернется в дхьяну (см. I.2).
Комментарии (0)