Сутра 1. Что такое дхарана

  • Сосредоточение — это фиксация читты (умственной материи) на определённом объекте. Это дхарана.
    Бейли
  • Дхарана — сосредоточение ума на определённом объекте.
    Вивекананда (новый перевод)
  • Дхарана есть удержание мысли на каком-нибудь определённом предмете.
    Вивекананда (старый перевод)
  • Концентрация (Дхарана) — это фиксация Ума на определённом месте.
    Ганганадха
  • Разум достигает способности быть направленным (дхарана), когда концентрация на выбранном объекте остаётся стабильной, несмотря на существование других объектов, отвлекающих разум от выбранного направления.
    Десикачара (Кришнамачарьи)

    Комментарий

    Объект выбирается независимо от притягательности альтернатив. Выбранный объект может носить сенсуальный или концептуальный характер, быть простым или сложным, ощутимым или недоступным для осязания, пребывать в благоприятных условиях или быть искаженным различными помехами. Способность выдерживать направление в таких ситуациях ограничена, если разум подвержен возмущениям или на него сильно влияют помехи типа превратного понимания (см. сутру 2-3).

  • Дхарана — фиксация читты на определённом пункте.
    Загуменнов
  • Концентрация есть фиксация сознания на [определённом] месте.
    Островская и Рудой
  • Дхарана (концентрация) — удержание сознания на одном объекте.
    Ригина
  • Концентрация (дхарана) есть фиксация сознания на определённое.
    Свенсон
  • Дхарана состоит в переносе сознания на некоторый объект.
    Фальков
  • Концентрация (дхарана) есть привязывание ума к одному местоположению.
    Свами Сатьянанда Сарасвати

    Комментарий

    Местоположение здесь означает некое место ментального или физического плана. В различных писаниях говорится, что в распоряжении ученика имеются три основы, а именно: объективная, субъективная и воображаемая. Итак, дхарана означает заключение ума в одну точку, один объект или одну область. Есть хороший пример однонаправленности внимания, который приводится в Махабхарате. Во время обучения Пандавов стрельбе из лука их гуру Дрона спросил их, какой объект они видят. Арджуна ответил, что видит просто глаз птицы, которая является мишенью, и ничего более. Это пример концентрации.
    Когда ум сконцентрирован на точке, восприятие становится интенсивным. Когда глаза закрыты, объект, которым может быть мысль, какая-либо идея или слово, проявляется более явственно.
    [Сконцентрированный] ум не движется и не покидает точку концентрации. Если он движется, это называется викшепа. Викшепа означает колебание. В концентрации не должно быть осознавания ничего, кроме деши. Иногда говорится, что у вас может быть две области концентрации. Например, во время дасапы мантра является одним фактором, а форма ― другим. Для начинающих концентрация с джапой, т. е. на двух факторах лучше. Позже можно концентрироваться без джапы. Если происходит приток крови к мозгу, в нем возникает вибрация и концентрация становится затруднительной.
    Приток крови следует уменьшить с тем, чтобы не было никакой вибрации. Для этого мы прибегаем к помощи зрительной системы. Через зрительную систему уменьшаются вибрации физического [органа] ― мозга. Если вы будете смотреть какое-то время на одну точку с открытыми глазами, не моргая, а затем закроете глаза, вы заснете в течение пяти минут. Точно так же, как вы останавливаете волны или рябь на поверхности воды в сосуде путем сохранения сосуда в спокойном состоянии, подобным образом вибрации в мозгу могут быть прекращены с помощью остановки различных отвлекающих факторов. Должна быть остановлена именно физиологическая [активность] мозга. Для этого мы фиксируем ум на одной точке, такой, как чакра в теле: муладхара, манипура или аджна и т. д., и сознание фиксируется на этой точке. Если ум колеблется, не позволяйте ему делать это. Таким образом, мозговая деятельность на какое-то время прекращается и в течение этого времени имеет место концентрация. В начале невозможно сконцентрировать ум в течение длительного времени. Концентрация не является состоянием забывчивости. Если вы забываете все, включая объект, это называется шунья самадхи или лайя, концентрация же должна включать осознание единичного объекта. Если вы концентрируетесь на мантре, должно быть ее осознание на всем протяжении, без перерывов. Если перерывы случаются, это концентрация. Если перерывов нет, [дхарана] становится дхьяной. Следует помнить, что в концентрации всегда существует осознание, что вы концентрируетесь. Медитация [в принципе] не отличается от концентрации. Это [концентрация] более высокого качества. В дхаране существует осознание объекта, которое в процессе [концентрации] время от времени прерывается. Осознание может быть прервано, если вы слышите посторонний звук или в ум приходят различные мысли. Таким образом, дхарана включает концентрацию сознания с прерываниями.
    Иногда прерывания бывают настолько сильными, что трудно снова сконцентрироваться. Это называется викшепа. Это нарушение, отвлечение внимания. Начинающий всегда испытывает эту трудность. Иногда ему удается поставить свой ум обратно на место, иногда нет. Это происходит [в том числе] потому, что неустойчиво физическое тело. С малейшим движением тела сердце начинает биться быстрее, дыхание также усиливается, и это дает начало отвлечению. Когда тело абсолютно устойчиво как камень, концентрация становится непоколебимой. Вот почему устойчивость позы очень существенна.

  • Сосредоточение внимания на одной точке или области есть концентрация (дхарана).
    Айенгар Б. К. С.

    Комментарий

    Дхарана означает сфокусированность внимания. Фокусирование внимания на какой-то точке или области как снаружи, так и внутри тела является концентрацией, которая устанавливает контроль над умом и собирает его в единый фокус.

    Как только садхака становится мастером ямы, ниямы, асаны, пранаямы и пратьяхары, он начинает осваивать искусство сосредоточения ума и сознания. Дхарана наступает тогда, когда ум обретает способность сохранять устойчивость или сосредотачиваться на каком-либо неподвижном объекте.
    Яма и нияма учат нас эмоциональной стабильности. Асана охраняет обитель души, тело, от всевозможных болезней. Благодаря пранаяме мы перестаем рассеивать энергию и регулируем ее поток так, чтобы он правильно распространялся по телу и уму. Пратьяхара развивает силу воли, освобождает нас от власти органов чувств и придает ясность мысли. Так начинается процесс возделывания ума. Став равнодушными к мирским объектам, мы можем перейти к внутреннему поиску и расширить ум посредством дхараны. Дхьяна и самадхи подводят сознание к глубинному поиску (антаратма садхана) и приближают сознание к душе.
    Для удобства понимания Патанджали рассматривает каждую составляющую аштанга-йоги в отдельности. Тем не менее все они тесно связаны друг с другом. Первые пять дисциплин относятся к внешнему поиску (бахиранга садхана), шестая обращает к внутреннему (антаранга садхана), а две последние открывают возможности глубинного поиска (антаратма садхана). Благодаря им даже непосвященный шаг за шагом учится концентрироваться на конкретной форме. Достигая зрелости и тонкости, он обретает способность проникать в свои самые сокровенные мысли и чувства (см. II.53).
    К примеру, большинство людей – даже из числа тех, кто практикует йогу, – уверены, что асана имеет лишь свою внешнюю, физическую сторону. Постигая смысл настоящей сутры, мы избавляемся от этого заблуждения. Патанджали определяет концентрацию как сосредоточение внимания на определенной точке как внутри тела, так и вне его. Таким образом, если при исполнении асаны мы обращаем органы действия и чувства восприятия к уму, а ум – к сердцевине нашего существа, внешняя садхана превращается во внутренний поиск. Когда же органы действия, чувства восприятия, ум и различающий разум сливаются воедино и вбирают в себя энергию души, внутренняя садхана переходит в глубинный поиск. Если садхака, с рвением и пылом исполняющий каждую асану, через сосредоточенное внимание соединяет части тела, блуждающий ум и различающий разум с душой, его практику с полным правом можно назвать духовной.
    Не замечали ли вы кое-что похожее в детях? Например, в мальчике, который, страстно увлекаясь самолетами, мастерит собственную модель? Его пылкий интерес подпитывает концентрацию, и ребенок полностью забывает о своем окружении и весь погружается в работу. Когда мы концентрируемся в асане, наша изначальная приверженность – наша страсть – оборачивается полной погруженностью. В такой практике рождается смирение, без которого проникновение в тонкие уровни своего существа становится невозможным.
    Дхарана – это искусство работы с умом. В процессе концентрации мы ослабляем вмешательство ума. Когда сознание избавляется от какой-либо ментальной активности, субъект и объект познания сливаются воедино (см. I.41).
    Фокусом для дхараны может быть любой внешний или внутренний объект. Внешний объект должен быть благоприятным и ассоциироваться с чистотой. Если же внимание направляется внутрь, ум постигает сердцевину человеческого существа – душу. Таким образом, объектом фактически является чистое существование.
    В комментарии к этой сутре Шри Вьяса обозначает части тела, подходящие для концентрации. Это область пупка (набхичакра), лотос сердца (хридайя пундарика), центр головы (мурдани), сияющий свет (джйотиши, или аджнячакра), кончик носа (насикагра) и корень языка (джихварга). Поскольку внимание сосредотачивается на внутренних точках, человек постепенно поглощается самим собой (сасмита), а после – собственной душой (атман).