Сахасрара
Родник
Ядро Сварога

Сахасрара

Перевод

сахасрара - тысяча

Значение названия чакры

Тысячелепестковая». Её называют также шунъя-чакрой («пустотной») или нираламбапури-чакрой («обителью без опор»).
Сахасрара
Каналы Дизайн Человека
Центры Дизайн Человека Теменной Центр
Генные ключи
Ворота Дизайн Человека
Гексаграммы И-Цзин
  Санскритское название Сахасрара
Христианское название Родник
Ведическое название Ядро Сварога
Возраст 43-49
Царство Конец золотого
Мировозрение вселенское, бозественное
Гуна саттва
Варна брахман (ведун)
Элемент / Дхьяни-Будда (Будды Высшей мудрости) Непроявленная стихия, Пуруша, Брахман, Абсолют
Цвет фиолетовый
Нота си и до одновременно
Биджа мантра висарга (особый придыхательный звук). Аум. Ом.
Количество лепестков тысяча, что указывает на то, что из сахасрара -чакры выходит бесчисленное множество тонких нади.
Расположение макушка черепа; церебральное сплетение. Сома-чакра и камешвара-чакра входят в состав сахасрары.
Органы гипофиз, гипоталамус
Эндокринная система шишковидная железа (эпофиз)
Источники трансцендентность, просветление
Инстинкты универсальная этика
Телесные аспекты шишковидная железа, кожа, мозг, гормональный баланс
Психологические аспекты бескорыстность, целостность, мудрость
Кристаллы прозрачный алмаз
Вид имеет форму сферы серебристо-белого цвета со светло-синим оттенком.
Лока (план существования) сатья-лока, план истины и реальности.
При активизации Освобождение
Ступень духовной практики, согласно Закону Возникновения Условий Освобождение (mokṣa)
Планета-управитель Кету.
Носитель биджи бинду, точка над полумесяцем.
Шакти Чайтанья.
Божество Внутренний Гуру.

Когда энергия и сознание достигает наивысшего центра, который называется сахасрарой и имеет вид тысяче лепесткового лотоса. Сахасрара расположена в области макушки головы и связана с гипофизом. Когда кундалини полностью активирует эту чакру, это является наивысшим переживанием в эволюции человека, происходит полное преодоление не двойственности, т.е. непосредственное переживание этого на тонком плане, состояние «не ума». Когда внимание человека, может находиться и в материальном мире, совершая какие-то действия, и при этом одновременно быть в духовном мире поддерживая связь с истинным «Я», Всевышним или Атманом.

Вообще же во многих источниках, сахасрара считается не отдельной чакрой, а результатом одновременной гармоничной работы всех чакр, когда все чакры превращаются в одну колонну света.

У этой чакры отсутствует деление на невежество, страсть и благость, поскольку активизация этой чакры, подразумевает выход за пределы традиционного понимания реальности.

Над Нирвана-чакрой в Брахма-рандхре (месте обретения Мокши – освобождения о всех оков) Горакшанатха помещает Девятую чакру – Акаша-чакру (AkASha-cakra). И хотя он упоминает Сахасрару, но описывает эту чакру, как шестнадцати лепестковый лотос, обращенный вверх. В его центре trikutAkArA (проявленная в форме трех слоев – Опыта, получающего Опыта и процесса получения Опыта) Сат-Чит-Анандамайи Маха-Шакти (sat-cid-Ananda-mayi mahA-Shakti) в союзе с Господом Шивой в ИХ самом высшем проявлении. Здесь индивидуальное сознание окончательно и полностью трансформируется во всепоглощающее, всеобъединяющее и всепревосходящее Абсолютное Сознание. Горакшанатха также называет этот опыт Парама Шунья, потому что все исчезает в этом Опыте.

Форма янтры

Круг, подобный полной луне. В одних текстах эта янтра именуется пурна-чандрой («полной луной»), а в других — ниракарой («лишенной формы»). Круг является центром лотоса с тысячей лепестков, окрашенных во все цвета радуги. Биджа звуки на лепестках: все чистые звуки санскрита от А до КША, включая все гласные и все согласные. Они записаны на лепестках в определенном порядке.

Биджа мантра

висарга (особый придыхательный звук). Аум. Ом.

Сверхъестественные Силы

  1. Уменьшать (увеличивать) размеры тела;
  2. Уменьшать (увеличивать) вес тела;
  3. Отправляться куда захочется;
  4. Исполнять любое желание;
  5. Создавать все, что угодно;
  6. Контролировать все, что угодно.
  7. Перекрытие Утечек

Носитель биджи

бинду, точка над полумесяцем.

Божество

Внутренний Гуру.

Шакти

Чайтанья.

В некоторых текстах упоминаются Параматма или Маха-шакти.
Планы, охватываемые сахасpapa-чакрой: Йог, достигший осознания уровня 7 чакры, воспринимает следующие планы существования:

  • План света (теджас-лока). Теджас означает «свет», огонь или то, что видимо в своей тончайшей сущности. Йог становится лучистым, как солнце. Его аура непрерывно испускает лучезарное сияние.
  • План первичных вибраций (омкара-лока). Бесконечно длящимся первозвуком является АУМ (или OМ). На этом плане йог постигает частоту АУМ.
  • Газообразный план (вайю-лока). Йог обретает власть над праной, которая становится настолько тонкой (сукшма), что говорят, что вся прана его организма занимает «размер пальца» (ангуштха-матра). Если поднести к носу йога зеркальце, на нём не окажется никаких следов дыхания.
  • План позитивного интеллекта (субуддxи-лока). Оценочные суждения или двойственное восприятие должны быть уравновешены, иначе в разуме может возникнуть отрицательный интеллект (дурбуддхи).
  • План счастья (сукха-лока) проявляется при правильном равновесии тела, души и разума.
  • План бездеятельности (тамас-лока) может проявиться после того, как йог достигает состояния блаженства лишь для того, чтобы прекратить любые действия; когда такой йог переходит в состояние самадхи, его физическое тело становится совершенно неподвижным.

Эффекты от медитации

сахасрара-чакра дарует бессмертие. Не достигнув этой чакры, йог не способен перейти в бессознательное состояние сознания под названием асампраджнята-самадхи. В этом состоянии нет ни деятельности разума, ни познающего, ни знания, ни того, что можно было бы познавать; познание, познающий и познанное становятся единым и освобожденным. Самадхи представляет собой чистое блаженство полной бездеятельности. Вплоть до достижения 7 чакры йог способен входить в транс, в котором сознание по-прежнему поддерживает деятельность или форму. В сахасрара-чакре прана движется вверх и достигает высочайшей точки. Разум утверждает себя в чистой пустоте шунья-мандалы, пространства между двумя полушариями. В этот миг все ощущения, эмоции и желания, которые представляют собой результаты деятельности разума, растворяются в своей изначальной причине — наступает Единение, и йог погружается в сатчитананду, «истину — бытие — блаженство». Он становится собственным подлинным «Я» и до тех пор, пока остается в своем физическом теле, сохраняет несвойственное сознание, наслаждается игрой бытия, лилой, не подвергаясь влиянию удовольствий и страданий, почестей и унижений.

Когда кундалини достигает сахасрара-чакры, исчезает иллюзия индивидуального «я». Йог становится просветлённым, единым с теми космическими принципами, которые управляют всей вселенной его организма. Он обретает все сиддхи (способности), поднимается к сома-чакре и встречается с исполняющей желания коровой Камадхену, обитающей в нём самом. Он достигает уровня сиддха, однако теперь оказывается выше стремления высказывать какие-либо желания.

Согласно шастрам, сахасрара является обителью обладающей собственным сиянием души, или читты — сущности бытия. Здесь читта подобна экрану, на котором отражается космическое «Я», а в нём — всё божественное. В присутствии космического «Я» каждый способен ощутить божественное и во всей полноте осознать божественность в самом себе.

Описание Альберто Виллолдо

Первая чакра соединяет нас с Землей, а теменная чакра уводит к Небесам.
Светящиеся нити этого центра тянутся к звездам и определяют нашу судьбу. Земля защищает нас, питает своей жизненной силой, а небеса подталкивают к возвышенному. Семена дают ростки лишь в том случае, если погружены в плодородную, темную и влажную почву; однако они продолжают расти благодаря лучам солнца.
Прорастая, все растения, тянутся к небу. Наша духовная жизнь зарождается в первой чакре благодаря связи с Землей, но позже через темя в наш организм проникает небесный свет, питающий всю систему чакр. В санскрите эта чакра носит название сахасрара, «пустота». Людям, получившим дары этого центра, материальное тело уже не нужно. Научившись перемещаться во времени и пространстве, они становятся едиными с Небом и Землей.
Урок седьмой чакры —власть над временем. Покидая рамки линейного, причинно-следственного времени, мы освобождаемся от тиранических тисков прошлого.
День сегодняшний уже не является следствием минувших событий; мы ощущаем свободу от причин и следствий. Одной ногой мы стоим в повседневности, а другой — в духовном мире; тогда и становится понятно, что у них общая основа.
Благодаря шестой чакре целитель получает знания о прошлом и будущем; развивая седьмую чакру, он начинает влиять на эти события. Он может менять то, что произошло в прошлом, и помочь пациенту изменить грядущее — например, выбрать тот его вариант, в котором пациент излечивается от болезни и живет полнокровной жизнью.
Седьмая чакра приносит шаману освобождение от желаний, надежд и сожалений.
В верховьях реки Мадро-де-Диос, у границы Перу и Бразилии, живет один знахарь, мастер работы с ауаhиаsса — напитком, который при верном употреблении позволяет на время перенестись в загробный мир. Этот старик редко что-то произносит, слова ему не нужны. Во время церемоний он насвистывает и поет песни о реке и лекарственных травах; при этом ощущаешь полное сродство с окружающими джунглями.
Ты становишься неразделимым с рекой, сверчками и цикадами — все это превращается в ноты, рождающиеся в одной флейте. Седьмая чакра позволяет понять, что жизнь — это запутанная паутина светящихся нитей, а каждый из нас — одно из ее волокон, но в то же время и вся сеть в целом.
Я хорошо помню, как работал с этим шаманом впервые. С тех пор как я в последний раз пробовал ауаhиаsса, прошло уже лет пять. Я знал, чего ждать от этого напитка, так как пил его неоднократно. Во всяком случае, так я полагал.
Примерно через час у меня было видение собственной смерти. Я видел перед собой свое безжизненное тело, но созерцал его со стороны. Я понимал, что моя личность продолжает существовать. Я был наблюдателем, а не трупом. Потом меня охватила тошнота, я побежал в джунгли и опорожнил желудок. Все вокруг пульсировало, кипело жизнью: гигантские сороконожки, раскачивающиеся лианы, огромные деревья-колонны, на которые опирается здешняя жизнь. Живым было все, кроме меня. Я вновь стал живым мертвецом, а не наблюдателем. Я ощущал скорбь и горевал о тех, кого любил. Меня охватило отчаяние. Затем я вновь стал наблюдателем и почувствовал свободу. В следующие мгновения вечности я переносился то на одну, то на другую точку зрения — покой и страдания, оковы и свобода, жизнь и смерть. Только потом я понял, что все это — одно и то же. На уровне седьмой чакры субъект и объект исчезают. Все сливается. Видимые противоречия становятся гармонией: жизнь в смерти, покой в боли, свобода в оковах.
Отрицательным выражением седьмой чакры является духовная деградация, притворяющаяся просветлением. Хотя для того, чтобы пережить трансцендентное, человек действительно должен возвыситься над эго, почему-то считается, что любое неэгоистическое состояние трансцендентно. Вера в то, что избавление от эго само собой означает обретение Духа, далека от истины. Многие неэгоистические состояния проявляются на самых разных уровнях. Например, младенец не отличает себя от окружающего мира. В психотерапии отсутствие четких границ собственной личности считается болезнью. Эго людей с серьезными душевными расстройствами (шизофрения) нас только фрагментарно, что такие люди ведут себя неадекватно. В традиционных культурах тщательно продуманные обряды посвящения требуют, чтобы перед расчленением своего эго ученик выстроил твердую опору самовосприятия.
В нашем обществе, где все стремятся к мгновенному удовлетворению потребностей, духовные искатели нередко мечтают о гигантском скачке, переносящем через уровни низших чакр. Одних манят обещания экзотических переживаний, другие просто нетерпеливы и не до конца понимают, что для серьезной работы необходимо очищать и низшие чакры. Иногда даже некоторые наставники не завершают этот процесс и сами не сознают его необходимость.
Такие люди полагают, что любой достигнутый уровень развития означает просветление; они открыто отрицают возможность двигаться дальше. В наши дни эта форма духовных заблуждений набирает грандиозные масштабы.
Те, кто овладел седьмой чакрой, обретают необычные способности, включая доступ к древним воспоминаниям, хранящимся в коллективном бессознательном человечества. Донья Лаура говорила мне, что последней проверкой шамана, достигшего этого уровня, является задание вспомнить самую первую рассказанную легенду.
— Когда мир был молод, еще до прихода четвероногих и растений, Каменные Люди рассказали нам самую первую легенду, —объясняла она. — Вот почему мы всегда обкладываем свои костры камнями.
Я начинал упрашивать ее рассказать об этом подробнее.
— Спроси у камней, — отвечала она.
Так продолжалось до тех пор, пока я не вспомнил.
Другим даром седьмой чакры является способность менять облик. Шаманы понимают, что ничем не отличаются от камней, растений и Земли. Во время одной из наших встреч Лаура предстала передо мной в образе красивой молодой индианки. Она очаровала меня, я влюбился в эти глаза и улыбку. В тот вечер Лаура на секунду скрылась за большим валуном и вышла оттуда в своем привычном виде
— самой заурядной старухой.
— Что, я уже не кажусь тебе красавицей? — с усмешкой спросила она.
Люди, овладевшие дарами этой чакры, понимают, что реки жизни текут вне форм и бесформенности, вне сущего и несуществующего. Они знают, что бесконечность не зависит от времени и внешней формы.

Другие направления