Мулархара
Зарод
Ядро Перуна

Мулархара

Перевод

Мула - корень; адхара - фундамент, база, опора.

Значение названия чакры

«Основание».
Мулархара
Каналы Дизайн Человека
Центры Дизайн Человека Корневой Центр
Генные ключи
Ворота Дизайн Человека
Гексаграммы И-Цзин
  Санскритское название Мулархара
Христианское название Зарод
Ведическое название Ядро Перуна
Возраст 1-7 лет.
Царство Начало серебрянного
Оболочка физическое тело (аннамайя-коша).
Мировозрение Материализм
Гуна Тамас
Варна Шудры (смерды)
Элемент / Дхьяни-Будда (Будды Высшей мудрости) Элемент Земли / Ратнасамбхава, Мудрость Величия, Скандха формы
Цвет Красный
Нота до
Форма таттвы квадрат.
Биджа мантра Лам
Биджа звуки на лепестках ВАМ, СAM, ШAM, САМ.
Качество Выживание, сила земли
Расположение тазовое сплетение; область между задним проходом и половыми органами, основание позвоночника; три первых позвонка.
Преобладающее чувство обоняние.
Орган чувств нос.
Орган действия анус.
Органы толстая кишка, мочевой пузырь, простата, матка, ноги, предстательная железа, костная система
Эндокринная система почки, надпочечники, яичники и яички
Источники Кундалини, изобилие.
Инстинкты выживание, воспроизводство.
Телесные аспекты устойчивость, выделение; прямая кишка, ноги, ступни; тестостерон и эстроген
Психологические аспекты пища, кров, безопасность, способность позаботиться о себе.
Проявления кров и пища.
Кристаллы рубин, гранат, обсидиан, коралл
Вайю (воздух) апана-вайю — воздух, выталкивающий семенную жидкость из половых органов (у мужчин), мочу из мочевого пузыря (у представителей обоих полов) и рождающегося ребенка из утробы матери.
Мир в Сансаре Ад
Мир во Вселенной Мир Страстей (Мир Явлений) – Ад и Мир Голодных Духов
Лока (план существования) бху-лока (физический мир).
При забитости в канале Ида друга человек считает врагом, врага – другом, вследствие невежества
При забитости в канале Пингала ненависть и убийство
При забитости в канале Сушумна радость, когда плохо другим, фиксация на ненависти
Физические и / или духовные проблемы вялость, апатия, физическая усталость
При активизации человек обретает здоровье
Ступень духовной практики, согласно Закону Возникновения Условий Радость (pāmojja)
Планета-управитель Марс (солнечный тип, мужское начало).
Носитель биджи слон Айравата.
Управитель Ганеша
Шакти Дакини.
Божество Бала-Брахма (Брахма-Дитя).

Мула переводится как корень. Т.е. корневая чакра. Считается источником жизненной силы, выживаемости.

Самая нижняя чакра находится в области промежности у мужчин и в области шейки матки у женщин. Это красный лотос с четырьмя лепестками, называемый му-ладхарой; он влияет на органы выделения и воспроизведения, на железы органов воспроизведения и на гормональные выделения. Муладхара напрямую связана с носом и с чувством обоняния, а также с нашими животными инстинктами. В области муладхары начинается эволюция человека; из нее исходит кундалини.

Люди у которых сильная муладхара чакра, обычно очень сильны физически, выносливы, но если не развиваются дальше, то, как правило, на этом уровне их способности и качества так и остаются.

Брахма-чакра в Муладхаре. А Муладхара в этой системе относится к категории не чакр, а адхар. Когда формируется структура тела и его части, то Кундалини-Шакти – жизненная сила обретает свой дом здесь в нижней точке позвоночника и Сушумна-нади. Рядом располагается Мула-канда, из которой исходят во всех направлениях энергетические каналы (нади). Брахма-чакру Горакшанатха описывает как коническую спираль из трех с половиной витков. Три витка олицетворяют три манифестации Шакти – trigunamayee – три гуны – Саттву, Раджас и Тамас, а пол витка олицетворяют трансцедентный аспект. Иногда она описывается даже имеющий восемь витков, подразумевая восемь проявлений Пракрити – 5 Махабхутов (Первоэлементов) и Манас, Буддхи, Аханкару. Три аспекта реальности соединяются здесь и исходят отсюда – Субъект (vishayI), Объект (vishaya) и Процесс их взаимоотношения (sambandha). Этот треугольник принимает различные формы, например – познающий (jNAtA), познаваемое (jNeya) и процесс познания (jNAna); совершающий действие (kartA), действие (kArya) и процесс деятельности (karma); наслаждающийся (bhoktA), наслаждение (bhagya) и процесс наслаждения (bhoga) и т.д. и т.п.

Брахма-чакра описывается как место мистического союза Шивы как Камешвары (Господа Страсти) и Шакти как Камешвари и называется Камарупа-питха. Когда психофизическая энергия практикующего концентрируется в этой чакре и он медитирует на на Шиве-Шакти в этом аспекте, то все желания, возникающие в его уме, получают удовлетворение (sarva-kAma-prada). Йогин должен быть осторожен в этот момент, т.к. мирские желания могут задержать его прогресс. Интересная деталь – в мирской жизни лотосы чакр описываются как обращенные цветком вниз, а в духовно пробужденной жизни как обращенные цветком вверх.

Для достижения духовного пробуждения и продвижения на всё высшие и высшие планы садхака должен культивировать глубокую преданность Божественной Шакти и просить в молитве ЕЕ Милости для отвращения от мирской стороны Силы, обращенной на материальное преуспевание и развлечения, и помощи для становления на Йогическом Пути. И тогда та же Шакти, предлагающая все эти искушения и дающая им удовлетворение в уме садхака, та же Шакти обратит и успокоит его ум, дав свершиться всему, что должно свершиться для обращения садхака к Богу, сотворив при этом часто самые удивительные вещи…

Форма янтры

желтый квадрат с 4 пунцовыми лепестками. Этот квадрат имеет огромное значение в отношении обычной, земной осознанности, так как олицетворяет саму Землю, четыре измерения и четыре стороны света. Форма элемента земли основана на прямых отрезках, и ее четыре вершины образуют четыре опоры, или угла, того, что называют четырехугольной Землей. Четверка означает завершенность, а Земля символизирует условия и требования завершенности человека на всех уровнях существования. Эта янтра является обителью биджа-мантры и испускает ее звучание в 8 направлениях, что показано исходящими от нее восемью стрелами. Земля представляет собой самый плотный из элементов, сочетание четырех других элементов: воды, огня, воздуха и акаши.
Круг с четырьмя лепестками. Четыре лепестка олицетворяют ганглии в четырех важнейших нервных окончаниях. Лепестки имеют пунцовый цвет с легким оттенком малинового.
Треугольник: обитель энергии жизненной силы, кундалини-шакти, которая изображается по-разному: в виде свернувшейся кольцами змеи, лингама или треугольника. Змея Кундалини совершает три с половиной оборота вокруг свайямбху-лингама («самопорождающего лингама»). Приоткрыв пасть и подняв голову вверх, она соединяется с проходом сушумны — центральным нервным каналом, проходящим вдоль позвоночника. Непробужденная кундалини-шакти остается свернувшейся кольцами вокруг лингама, вложив в пасть собственный хвост. Поскольку при этом ее пасть обращена вниз, поток энергии также направлен вниз. Когда человек начинает работать с первой чакрой, эта дремлющая энергия приподнимает голову и без затруднений проникает в канал сушумны. Обращённый вершиной вниз треугольник является янтрой лингама и кундалини. Он указывает на движение вниз, а его вершины обозначают три важнейших нервных канала: иду, пингалу и сушумну. Слияние этих нервных каналов в муладхара-чакре образует перевёрнутый треугольник, также направляющий энергию вниз.
Лингам имеет дымчато-серый цвет, хотя иногда утверждают, что он имеет цвет молодых листьев.

Биджа мантра

Лам

Основной биджа звук

Чтобы произнести этот слог, следует сложить губы квадратом и изогнуть язык под прямым углом, касаясь им нёба. Этот биджа-звук вызывает вибрацию неба, мозга и верхней части черепа.
При правильном произнесении биджа-слог ЛАМ возбуждает нади в первой чакре и создает блок, препятствующий движению энергии вниз. В конце звука ЛАМ (то есть при звучании М) энергия начинает двигаться вверх, а в верхней части головы возникают вибрации. Повторение этого звука избавляет от связанных с первой чакрой беспокойств и обеспечивает практикующего финансовой надежностью, осознанностью и внутренней силой. Говорят, что биджа-слог ЛАМ имеет четыре «руки». Его вибрации помогают открыть проход брахма-нади и способствуют течению в нём энергии.
На мандалах всех чакр знаки основных биджа-звуков изображаются золотой краской.

Гуна Невежество (Тамас)

Проявляется как инстинкт размножения, выживаемость, максимальная пассивность, бездействие, апатия. Состояние типа есть-спать

Когда внимание человека находится в этой чакре, то его интересами будет обеспечения себя пищей и местом для ночлега. Внимание полностью находится в материальном мире. Если человек развивается дальше, тогда энергия очищается и поднимается выше, меня интересы и приоритеты.

Гуна Страсть (Раджас)

Проявление активной агрессии.

Гуна Благость (Саттва)

Терпение возникающих чувств, проявление аскетизма, устойчивости и стабильности в духовной практике. Это проявление благостного аспекта земли, ее незыблемость и основательность.

Также в ведической традиции считается, что те люди, у которых чистая муладхара чакра, прибывают в гармонии с Матерью Землей, связанной с богиней плодородия и достатка Лакшми.

Сверхъестественные Силы

  1. Дардри-Сиддхи (способность прыгать, как лягушка, без применения физической силы);
  2. Доскональное знание прошлых, настоящих и будущих событий, а также их причин;
  3. Способность исполнять желания;
  4. Способность видеть божеств высоких миров.

Славянская проработка

Хождение босиком по росе, земле

Носитель биджи

слон Айравата.

 

серый цвет — цвет облаков. Семь хоботов Айраваты образуют семицветную радугу. Каждый человек проявляется в семи аспектах, которые надлежит распознать и развивать в согласии с законами природы:
Слух — Уши (органы чувств)
Осязание — Кожа (орган чувств)
Зрение — Глаза (органы чувств)
Вкус — Язык (орган действия)
Обоняние — Нос (орган чувств)
Дефекация — Анус (орган действия)
Половая активность — Половые органы (органы действия)
 
Сходным образом, физическое тело состоит из семи дхату (компонентов):
1. Раджа: глина, земля.
2. Раса: жидкости.
3. Ракта: кровь.
4. Манса: плоть, нервные волокна, ткани.
5. Медха: жир.
6. Астхи: кости.
7. Маджджа: костный мозг.
 
Семь хоботов и цветов символизируют также семь типов желаний (желание делиться с другими, стремление к безопасности, воспроизводству, долголетию, знанию, самоосознанию и Единению). Кроме того, они связаны с семью чакрами, семью нотами октавы и семью важнейшими планетами.
Слон олицетворяет длящиеся в течение всей жизни поиски пищи для тела, разума и сердца. Тот, у кого активна первая чакра, ходит твердой, уверенной поступью слона. Он стремится увеличить свою власть, взваливая на себя самую тяжкую ношу, какую только способен выдержать. Такой человек трудится со смирением, подобно чернорабочему, выполняющему непрерывные указания хозяев. Того, кто овладел своими индрийями (органами чувств и действия), называют уподобившимся Индре.

 

Управитель

Ганеша

 

Этого бога с головой слона призывают для обеспечения защиты в начале любого нового предприятия.
Фигура Ганеши чрезвычайно привлекательна, однако рациональному разуму трудно воспринять его как значительное божество. Поклонение Ганеше связано с верой в него как в того бога, который устраняет любые преграды; он подчиняет рациональный разум (левое полушарие), имеющий аналитическую и критическую природу, и предоставляет свободу правому полушарию — эмоциональной части мозга, деятельность которой необходима для любых духовных занятий. Визуализация Ганеши помогает остановить внутренний диалог. Тот, кто обманывается внешним обликом этого бога, не сможет насладиться внутренней красотой Ганеши, однако человек, способный видеть сквозь физическую реальность, сумеет рассмотреть в Ганеше единство любви и мудрости, Шакти и Шивы.
Кожа Ганеши имеет кораллово-оранжевый цвет. Он носит лимонно-желтое дхоти, а его плечи прикрыты шарфом из зеленого шелка. Четыре руки помогают ему уничтожать разнообразные преграды. Ганеша является сыном Шивы и Парвати. Он несёт на себе свастику — древнеиндийский символ единства четырех сторон света, направленной вверх энергии бога Вишну и солнечного света. В руках Ганеша держит следующие предметы:
• Душистое и сладкое лакомство ладду, символизирующее саттву — самое утонченное состояние чистого сознания. Кроме того, ладду приносит здоровье человеку и процветание дому.
• Цветок лотоса, олицетворяющий незапятнанность и способность на самоотверженные действия.
• Топор, символизирующий власть над «слоном желаний» и разрубленные оковы желаний. Этот топор освобождает человека от ложного отождествления «Я» с физическим телом.
• Четвертая рука Ганеши приподнята в наделяющей бесстрашием мудре.

 

 

Божество

Бала-Брахма (Брахма-Дитя).

Богу Творения Брахме подчинен Север; он является управителем первойчакры. Его изображают в облике лучезарного младенца с четырьмя головами и четырьмя руками. Его кожа имеет цвет пшеницы. Он облачен в желтое дхоти (традиционная индийская одежда: кусок ткани, которым оборачивают нижнюю часть тела) и зеленый шарф. Благодаря четырем головам Брахма смотрит сразу в четырех направлениях. Его головы символизируют четыре аспекта человеческого сознания. Эти аспекты таковы:

1. Физическая личность: телесные потребности в пище, физических упражнениях, сне и сексе. Физическая личность проявляется посредством земли, материи и материнского начала.
2. Рациональная личность: интеллект, или ограниченная логика индивидуальных процессов рассуждения.
3. Эмоциональная личность: непрестанно изменяющиеся настроения и чувства. Эмоциональная личность также оказывает влияние на пристрастия и романтичность.
4. Интуитивная личность: внутренний голос сознательного разума человека.
В своих четырех руках Брахма держит различные предметы:
• В верхней левой руке — цветок лотоса, символ чистоты.
• В нижней левой руке — священные писания, содержащие знания обо всем сотворенном. При надлежащем обращении к Брахме он может передать эти священные знания человеку.
• В одной из правых рук — чашу с нектаром, амритой, — драгоценным напитком жизненной силы.
• Четвертая рука поднята в мудре, дарующей бесстрашие.
Брахма проявляется во время сумеречных предрассветных и предзакатных часов. Мысленная визуализация этого божества приносит практикующему спокойную неподвижность разума: всевидящий творец, бог Брахма избавляет от любых страхов и тревог.

 

 

Шакти

Дакини.

Энергия Дакини сочетает в себе силы творца, хранителя и разрушителя, что олицетворяется трезубцем в одной из её левых рук. В другой левой руке она сжимает череп, указывающий на избавление от страха смерти — основного психологического препятствия, связанного с первой чакрой.
В верхней правой руке она держит меч, с помощью которого устраняет страх, уничтожает неведение и помогает садхаку преодолевать любые трудности. В нижней правой руке она удерживает щит, защищающий практикующего от всех опасностей.
Кожа Дакини-Шакти имеет розовый цвет; эта богиня облачена в персиковое или пунцовое сари. В некоторых текстах она описывается как свирепая, грозная богиня, однако при медитации на образах божеств и богинь её следует представлять себе в благодушном настроении. Глаза Дакини имеют ослепительный красный цвет.

Эффекты от медитации

муладхара-чакра олицетворяет проявление индивидуального сознания в человеческом облике, то есть физическом теле. Медитация на кончике носа приводит к расширению осознанности, избавлению от недугов, возникновению легкости и воодушевления, приливу жизненных сил, повышению выносливости и уверенности, к постижению внутренней чистоты, а также к мягкости голоса и его внутренней мелодичности.

Характерное поведение, связанное с манипура-чакрой

Если, стиснув зубы и сжав кулаки, человек отказывается жить в согласии с управляющими его организмом законами природы, он продолжает создавать свою карму, то есть усиливает свою вовлеченность в земное существование. Органы чувств и действия только укрепляют растерянность и страдания такого человека, предоставляя ему лишь преходящие удовольствия. Когда человек начинает действовать в соответствии с законами природы, он уже не растрачивает энергию и не распыляет осознанность на чрезмерное потворствование своим желаниям. Его поведение становится мудрым и сдержанным; человек изучает свой организм и разум, постигая, что они являются средствами освобождения от низших миров.
Дети младше семи лет обычно ведут себя в соответствии с мотивациями первой чакры — познание земного мира приносит им новый опыт. Ребёнку необходимо твёрдо усвоить и научиться использовать законы этого мира, изучить правила регулярного питания, сна и поведения, которые помогают ему жить на Земле. Ребёнок сосредоточен на самом себе и прежде всего заботится о физическом выживании.
Основной трудностью ребёнка или взрослого человека, действующего на основе мотивации первой чакры, является жестокость, вызванная ощущением тревоги. Подобно загнанному в угол животному, испуганный человек слепо и бесчувственно наносит удары окружающим — это происходит в результате того, что кажется ему отсутствием ощущения безопасности.
Человек, который живёт преимущественно на уровне муладхара-чакры, обычно спит ночью на животе в течение десяти-двенадцати часов. Эта чакра охватывает планы порождения, иллюзорности, гнева, алчности, ложных представлений, корыстолюбия и чувственности, которые являются основополагающими аспектами человеческого существования. Основной побудительной силой и причиной индивидуального развития становится стремление к накоплению опыта и сведений.
Муладхара-чакра является обителью дремлющей кундалини, шакти (энергии) жизненной силы. Спящая змея Кундалини обвивается вокруг свайямбху-лингама. Эта низшая чакра является корнем любого развития и возникающего осознания божественности человека.

Описание

Имеет тяжелую энергию, которая обсуживает работу внетренних органов и дает физическую силу движения. Центр "голой" логики, силового решения проблем, стремления к материальному.

Отвечает за выживание, поиск пропитания, защита у матери. На этом уровне рождаются все дети. Считается что через 7 лет развития ребенок переходит на следующую чакру.

Считается, что если в момент смерти человек покидает тело через муладхара чакру, он перевоплощается в адский мир. Муладхара накапливает именно энергию убийства, если человек убивает или участвует в процессе убийства животных или людей. Например, охотники, рыболовы, те, кто потребляет в пищу животных, те, кто развязывают войны.

На физическом уровне это обычно проявляется в виде очень больших проблем с ногами, т.е. ноги сильно закрепощаются и практически не гнуться, возможно даже не на одну жизнь. Такой человек будет на долгое время лишен возможности изменить свою карму, а как следствие и жизнь, не говорят уже о возможности самосовершенствования.

Описание Альберто Виллолдо

Первая чакра расположена в основании позвоночника, между анальным отверстием и половыми органами. Это врата к женскому началу; светящиеся волокна исходят оттуда вниз, к ногам, и далее, в биосферу. Как стержневой корень, погружающийся во влажные, плодородные слои Матери-Земли, первая чакра снабжает наш организм важнейшими питательными веществами. Она служит опорой, тем фундаментом, на котором возвышается здание системы светящейся энергии. Теряя связь с Землей, мы черпаем необходимое для жизни питание лишь с ее поверхности и в результате становимся похожими на дерево с неглубокими корнями, которое вырывает с корнем любая буря. Мы теряем устойчивость, лишаемся корней и чувства уверенности в себе.

Когда разрывается связь первой чакры с Матерью-Землей, возникает ощущение заброшенности, потери материнского тепла. Господствует мужское начало, и мы начинаем искать ощущения безопасности в материальном. Личные интересы становятся важнее взаимоотношений; эгоизм возвышает нас над семьей, обществом и всеобщими обязанностями. Чем сильнее разрыв с Землей, тем враждебнее отношение ко всему женскому. Исчезают страстность, творческие способности и половое влечение. Со временем сама Земля становится для нас пагубным местом. Помню, как одна амазонская шаманка сказала мне: «Знаешь, почему они вырубают джунгли? Потому что сельва — женщина; она влажная, темная и непроходимая».

Побуждения первой чакры — самые первичные и инстинктивные. Нам нужна крыша над головой. Мы беспокоимся о еде. Мы стараемся выжить даже в самых ужасных обстоятельствах. Мы размножаемся. Эти желания — основополагающие инстинкты. Человек может ненадолго задержать дыхание, но не в силах приказать своему телу не дышать; точно так же мы не можем превозмочь собственный инстинкт выживания.

Четыре инстинктивных побуждения — страх, голод, борьба и секс — отражаются в функциях двух низших чакр. Это основные программы, необходимые для физического и эмоционального выживания. Непреодолимое стремление съесть слишком много, копить деньги или безделушки — отрицательные формы проявления того же инстинктивного беспокойства о еде. Сколько бы у них ни было, людям всегда мало. Неуравновешенная первая чакра проявляется в ощущениях скудости, недостатка чего-либо. Те, кто обладает достаточно многим, боятся потерять свои накопления. Как ни парадоксально, бедные обычно щедрее богатых. Когда первая чакра очищается, подобная жадность исчезает. Начинаешь понимать, что всего у тебя в избытке, что вокруг царит настоящее изобилие.

Одного лишь понимания умом для этого недостаточно — нужно каждой клеткой своего существа сознавать, что Вселенная заботится о каждом из нас и предоставляет все необходимое. Вышедшая из строя первая чакра заставляет людей отгораживаться от соседей высокими заборами, чтобы сберечь свое добро.

Недостаточно здоровая вторая чакра заставляет собирать за этими заборами груды камней, чтобы защищаться от «завистливых соседей».

Тестостерон и эстроген — гормоны, связанные с первой чакрой. Лабораторные исследования показывают, что тестостерон вызывает у мужчин две основные реакции: половое влечение и агрессивность. Женщины, которым вводят тестостерон, жалуются на то, что постоянно думают о сексе. Неуравновешенная работа

первой чакры усиливает влияние тестостерона, подталкивая мужчин к крайностям инстинктивных порывов. Такие мужчины причиняют боль тем, кого любят; их половая жизнь со временем лишается настоящей близости. Результатом становятся сексуальные преступления — явление, распространенное не только в Америке, но и по всему миру, особенно в тех странах, где идет переход от сельской жизни к городской. В Южной Африке, например, изнасилование происходит каждые двадцать шесть секунд. Работая с женщинами, которые еще в юном возрасте стали жертвами сексуального насилия, я часто обнаруживал, что их первая чакра закрыта — во многом из-за подсознательного страха причинить другим такой же вред, какой в свое время причинили женщине мужчины, особенно члены семьи.

Эстроген — гормон, вырабатываемый яичниками, — необходим для сохранения пропорций минеральных солей в составе костей. Уровень эстрогена в организме резко падает после менопаузы, что делает женщину уязвимой, склонной к остеопорозу. В неиндустриальных странах случаи остеопороза встречаются реже, чем, например, в Америке. Некоторые исследователи объясняют это меньшей продолжительностью жизни людей в третьем мире; если женщины живут меньше, то, следовательно, не успевают пострадать от существенной потери минеральных солей в костях. Я убежден, что причина в другом: в сельскохозяйственных обществах женщины на протяжении всей жизни поддерживают более тесную связь с Матерью-Землей. Первая чакра вызывает у женщины мощное стремление взращивать, тягу к близким отношениям и постоянному партнеру. Нарушения в работе этой чакры могут вызвать у женщины преувеличенное стремление к защищенности даже ценой ее собственной независимости.

В племенных культурах переход мужчин и женщин к зрелости отмечается ритуалами инициации первой чакры. Эти церемонии помогают юношам и девушкам освободиться от родительской опеки. Во время обряда молодые люди принимают в качестве матери саму Землю, которая никогда их не покинет, а в роли надежного, мужественного и сурового отца — Небо. Это означает, что у юношей и девушек остаются родители, но теперь это силы, намного превышающие по могуществу биологических отца и мать. Отныне молодые люди получают право принимать участие в обрядах племени, приносить подношения Небесам и Земле, то есть поддерживать сознательную связь со своими космическими родителями.

Представители Запада, отменившие подобные ритуалы перехода к зрелости, остаются духовными сиротами. Всю оставшуюся жизнь мы боремся с ощущением заброшенности, а затем понимаем, что и сами не смогли стать настоящими родителями.

Человек, движимый первой чакрой, пребывает в состоянии первобытного единства с миром. Он поглощен своими впечатлениями и целиком погружен в материальное. Он уверен, что мир что-то ему должен, а окружающие обязаны признавать его исключительность. Это ведет к эгоистичности и самолюбованию. Такой человек не может испытывать настоящую любовь, так как не способен поставить себя на место другого; он не может «влезть в чужую шкуру». Первая чакра соответствует  первым семи годам жизни. Травмы, перенесенные в ранний период жизни (включая пренатальные и родовые), оставляют след в этой чакре и образуют психологические комплексы, задерживающие дальнейшее развитие. Человек, полностью подвластный побуждениям первой чакры, занят исключительно вопросами выживания и развлечения — в этом он похож на ребенка. Загнанный в угол, он становится жестоким и встречает опасность физическим или эмоциональным взрывом. Такой человек любой ценой стремится к удовлетворению преходящих чувственных желаний. Иногда он не может определить, где пролегает граница между его телом и внешним миром, и потому окружающие нередко становятся для него инструментами и теряют самостоятельную ценность.

Сталкиваясь с пациентом, пострадавшим в детстве от унижений или оставленным родителями, я немедленно обращаю внимание на его первую чакру. Кроме того, в первой и второй чакрах часто остаются следы травм прошлых жизней. На протяжении мировой истории многие диктаторы стремились к власти под влиянием отрицательных побуждений первой чакры.

Однако у этой чакры есть и замечательные положительные свойства. Инстинкт выживания обеспечивает продолжение рода. Он заставляет нас подбирать себе пару и рожать детей. Благодаря ему человечество выживало в самых тяжелых условиях. Через эту чакру мы связываемся с Матерью-Землей и женским началом. В санскрите первая чакра носит название муладхара, что означает «основание». Наш энергетический дом должен опираться на прочный фундамент. В йоге считается, что эта чакра — обитель энергии Кундалини, символом которой является свернувшаяся змея, спящая в основании позвоночника. Кундалини рассматривается как деятельное проявление великой богини Шакти —силы, наполняющей жизнью все сущее. Для шамана это изначальная змея, пожирающая собственный хвост; она олицетворяет бессознательное состояние самопоглощенности. Народы Амазонки называют эту силу sасhатата, водяной питон. В Северной Америке ей соответствует гремучая змея. При очищении оттисков, запечатленных в первой чакре, энергия Кундалини пробуждается —змея расправляет свои кольца, а ее женская энергия начинается подниматься вверх по чакрам. Американские, индийские и тибетские шаманы издавна считали, что именно сила этого первичного женского начала заставляет все существа двигаться, жить, воспроизводиться и процветать. Неудивительно, что в Книге Бытия именно змей преподносит человеку плод древа познания. Дремлющая в каждом из нас энергия является силой Земли, сердцебиением нашей родной планеты.

 

Подписка на новости

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных