Сутра 43. Плоды (VIII) тапаса

  • С огненным устремлением и устранением всей нечистоты приходит совершенствование телесных сил, а также чувств.
    Бейли
  • Аскетизм укрепляет силы органов чувств и тела путём их очищения.
    Вивекананда (новый перевод)
  • Следствием самообуздания является изощрение органов чувств и тела через уничтожение нечистоты.
    Вивекананда (старый перевод)
  • От Аскетизма (Тапас) происходит разрушение нечистот, что ведёт к Совершенству тела и чувств.
    Ганганадха
  • Удаление нечистоты позволяет телу функционировать более эффективно.
    Десикачара (Кришнамачарьи)

    Комментарий

    Сдерживаются как физические, так и умственные болезни и недомогания.

  • Вследствие тапаса, благодаря уничтожению нечистоты — совершенства тела и индрий.
    Загуменнов
  • Вследствие устранения нечистоты благодаря подвижничеству [обретается]совершенство тела и органов чувств.
    Островская и Рудой
  • Совершенство тела и чувств [достигается] самодисциплиной (аскетизмом),устраняющей нечистоту.
    Ригина
  • Посредством тапаса [очистительных действий], вследствие устранения нечистоты возрастают силы в теле и чувствах.
    Свенсон
  • В теле воздерживающегося и очистившегося пробуждаются сверхъестественные чувства.
    Фальков
  • Практикой аскетизма разрушаются загрязнения и приходит совершенств отела и органов чувств.
    Свами Сатьянанда Сарасвати

    Комментарий

    Медитация требует, чтобы тело и органы чувств были совершенны. Все органы должны быть здоровы и безупречно работать, иначе медитация нарушается. Может возникать боль в суставах, или в теле могут вырабатываться токсины, [вызывающие дискомфорт]. То есть те, чье тело нездорово, практикуя медитацию, могут испытывать страдание.
    Если вы хотите каждый день медитировать в течение длительного времени, у вас должно быть совершенное тело. Это не шутка ― часами сидеть [в позе медитации] не отрываясь, поэтому в этой сутре Патанджали для медитации рекомендует совершенствовать тело и органы чувств. В медитации тело следует держать выпрямленным и не должно быть никакого неудобства или дискомфорта из-за слабости какого-либо органа. Все функции в теле, такие, как дыхание, циркуляция, секреция должны безупречно работать, а этого необходимо практиковать тапас. Этот тапас не есть тапас, входящий в крийю. Тот тапас включает в себя практику, в которой тело подвергается неким лишениям с тем, чтобы оно могло выносить жару, холод, яды и т. д. Для медитации же требуется сильное тело.
    Физические загрязнения должны быть удалены из мозга, глаз, ушей, носа, кожи и д. В этом очень помогает аскетизм. Существует следующие пять типов аскетизма.
    1. Когда тело подвергается воздействию солнца с тем, чтобы сделать кожу прочной.
    2. Когда тело подвергается воздействию жара от огня, чтобы сделать его стройным и смуглым.
    3. Следует выполнять пранаяму, чтобы создавать тепло в теле.
    4. Должен развиваться огонь концентрации на одной точке.
    5. Огонь голодания.
    Эти пять огней [костров] удаляют токсины и закаливают тело, так что оно становится годным к медитации.

  • Самодисциплина (тапас) сжигает любое загрязнение и высекает искры божественности.
    Айенгар Б. К. С.

    Комментарий

    Правильно понять природу ахимсы, минуя тапас, невозможно. Тапас – это внутренняя химса (насилие), благодаря которой мы становимся способны на внешнюю ахимсу. Ахимса не может существовать сама по себе – обязательно должна существовать и дополняющая ее сила. Махатма Ганди никогда не сумел бы обрести такое суровое миролюбие, не относись он безжалостно к самому себе. Насилие, пожалуй, слишком сильное слово для тапаса. Тапас – это горящее пламенем внутреннее рвение и аскетизм, неослабевающая суровость в отношении к самому себе, в которой рождается прощение и сострадание.

Другие направления