Сутра 38. Плоды (IV) брахмачарьи

  • А устранением несдержанности приобретается энергия.
    Бейли
  • Соблюдение обета воздержания наделяет энергией.
    Вивекананда (новый перевод)
  • Утверждением в воздержании приобретается энергия.
    Вивекананда (старый перевод)
  • Когда становится утверждённым Обет безбрачия (Брахмачарья), тогда достигается сила.
    Ганганадха
  • В лучшем своём проявлении умеренность вырабатывает высшую индивидуальную жизненную силу.
    Десикачара (Кришнамачарьи)

    Комментарий

    Ничто не утрачивается нами, если мы стараемся развить умеренность во всех проявлениях. Слишком много чего-либо создает проблемы. Слишком мало может оказаться недостаточным.

  • При упрочении в брахмачарье — обретение энергии (вирья).
    Загуменнов
  • При утверждении в воздержании [происходит] обретение энергии.
    Островская и Рудой
  • Утверждением полового воздержания появляется сила.
    Ригина
  • К тому, кто утвердился в брахмачарье, приходит сила.
    Свенсон
  • К воздерживающемуся приходят сила и бодрость.
    Фальков
  • При прочном утверждении в брахмачарье достигается вирья.
    Свами Сатьянанда Сарасвати

    Комментарий

    Брахма [буквально] означает высшее бытие, а ачарья ― живущий, но здесь брахмачарья понимается как сексуальная удовлетворенность, которая подразделяется на восемь видов.
    Вирья означает семя, о котором говорится, что для создания одной его капли требуется сорок капель крови. Семя создает жизненность. Это жизненная эссенция, которая в конце концов превращается в энергию. Многие ученые говорят, что семя ― это всего лишь гормональная секреция.
    Тем не менее Патанджали с этим не согласен. Вирья означает также неукротимую смелость, которая существенна для садханы. Так, когда йог твердо установлен в брахмачарье, он обретает силу, энергию и смелость, посредством чего он становится свободным от страха смерти. Брахмачарья [как уже говорилось] восьмерична.
    В йоге хорошо известно, что существует тесная связь между психической и духовной энергией. Для того чтобы пробудить духовный потенциал, необходимо преобразовать психическую энергию, известную как оджас. Она формируется путем сохранения вирьи. Когда психический флюид, называемый семя, сохраняется и превращается в оджас, это называется рета ― семенная энергия. Когда она преобразуется и переводится внутрь, она производит энергию, которой наполняется все тело. Такой человек называется урдхаварета.
    В одной упанишаде говорится, что путем брахмачарьи боги полностью убивали страх смерти. Бхишма, например, не имел страха смерти, потому что практиковал брахмачарью. Он был великим воином и контролировал смерть. Он не пал на поле боя, а ушел из жизни по собственной воле. Это могло быть, потому что он в течение всей своей жизни не потерял из своего тела ни одной капли крови.

  • Утвердившись в воздержании, садхака обретает знание, силу, мощь и энергию.
    Айенгар Б. К. С.

    Комментарий

    Целомудренный трансформирует энергию деторождения в духовную энергию (оджас).
    Нередко смысл брахмачарьи как целомудрия и контроля над сексуальностью понимается неверно.

    Сексуальная энергия – основное выражение жизненной силы. Она обладает невообразимой мощью, и очень важно контролировать и правильно направлять ее. Относится к ней с презрением в корне неправильно. Наоборот, жизненную силу следует уважать и даже почитать. Тот, кто стремится попросту подавить свою сексуальность или всячески пытается заклеймить ее, на самом деле оскверняет собственные корни. Безусловно, существует нравственный аспект сексуального поведения, однако каждая культура выдвигает свои требования к сексуальному поведению. Обычаи одних народов позволяют иметь одну жену, других – две, третьих – того больше. В некоторых районах Гималаев женщина может быть женой одновременно нескольких мужчин. Очень часто то, что мы называем сексуальной аморальностью, является следствием нарушения не брахмачарьи, а других предписаний ямы. Возьмем, к примеру случай женатого мужчины, совершающего измену с замужней женщиной и на подозрения своей законной супруги отвечающего ложью. Не нарушает ли он, причиняя боль близкому человеку, принцип ахимсы? Не идет ли обманом против сатьи? Польстившись на чужую жену, не оскверняет ли астейю? И не преступает ли своей алчностью апариграху? По сравнению со всеми этими проступками злоупотребление сексуальностью кажется невинной шалостью.
    Брахмачарья не обязательно требует от нас абсолютного воздержания – великий йогин Васишта был отцом целой сотни детей, и это не мешало ему быть брахмачарьей. В древности мастера йоги изучали расположение звезд и планет, чтобы определить наиболее подходящее время для зачатия. Воздержание и контроль ни в коей мере не противоречат идее наслаждения. Наоборот, они даже усиливают его. Мы преступаем брахмачарью лишь тогда, когда первым и главным для нас становится получение чувственного удовольствия.
    Жизненная сила, выраженная сексуальностью, призвана также помочь нам обнаружить теплоту собственных эмоций, раскрыть страсти своего интеллекта, узреть свой идеализм. Подобно тому, как сперма и яйцеклетка являются физической сутью человека, душа – его духовная суть. Их связь должна основываться на сотрудничестве. Именно созидающая связь пуруши и пракрити приводит к свободе. Отрешенность предполагает позитивный процесс высвобождения, а не стерильность. Большинство великих йогинов прошлого были домохозяевами. Мы должны научиться беречь и контролировать свою жизненную силу. Именно она наделяет нас энергией, благодаря которой мы достигаем иных, не связанных с деторождением целей. Важно помнить, что процесс, связанный с деторождением, у тех, кто действительно соблюдает брахмачарью, – это процесс более высокого порядка, нежели у тех, кто осуществляет его бездумно и хаотично.
    Воспитание и религиозное обучение юношей и девушек также именуется брахмачарья. Во время пубертатного периода у молодых людей наблюдается мощный всплеск энергии. Для целостного развития подростков необходимо научить их сдерживать свою энергию и задавать ей правильное направление. Если ребенок начинает сексуальную жизнь, как только созревает для этого физически, огромная доля его человеческого потенциала будет израсходована сразу и преждевременно.
    Для того чтобы достичь чего-либо, человеку необходимо прилежно обучаться и иметь мотивацию, не связанную с получением исключительно материальной выгоды. Если из-за юношеской расточительности концентрированный источник энергии иссякает, обнаружить это во взрослом возрасте удается с огромным трудом. Отсутствие контроля может вызвать отчаяние, уныние и депрессию. Однако если энергия течет в изобилии и ее поток постоянно контролируется, мы обретаем надежду и уверенность, а наш ум автоматически обращается к более высоким помыслам.