Сутра 19. Четыре стадии гун

  • Подразделения гун (или качеств материи) — четверичны; специфическое,неспецифическое, указанное и неприкосновенное.
    Бейли
  • Качества могут находиться в состояниях определённых, неопределённых,только обозначенных или совсем не имеющих признаков.
    Вивекананда (новый перевод)
  • Состояние качеств суть: определённое, неопределённое, только намеченное и лишённое признаков.
    Вивекананда (старый перевод)
  • Стадии свойств такие: i) «Дифференцированная», ii) «Недифференцированная», iii) «Единственно Заслуженная» и iv) «Незаслуженная» (вишеша,авишеша, линга-матра и алинга).
    Ганганадха
  • Всё, что воспринимается, есть проявление трёх общих свойств.
    Десикачара (Кришнамачарьи)

    Комментарий

    Кроме того они воздействуют также друг на друга. Например, то что мы едим, воздействует на состояние нашего ума. Состояние нашего ума воздействует на наше тело и на окружение.

  • Вишеша, авишеша, линга-матра и алинга «ступени» гун.
    Загуменнов
  • Специфическое, неспецифическое, только признак и отсутствие признака суть формы [развертывания] гун.
    Островская и Рудой
  • Делимое (неоднородное) и неделимое (однородное), имеющее признаки и лишённое признаков — 4 состояния Гун.
    Ригина
  • Ступени гун обособлены и не обособлены, раздельны и не раздельны.
    Свенсон
  • Все качества материи могут быть в определённом состоянии, неопределённом состоянии, едва намечены или лишены всяких признаков.
    Фальков
  • Вишеша, авишеша, лингаматра и алинга есть стадии гун.
    Свами Сатьянанда Сарасвати

    Комментарий

    В процессе инволюции сверхсознания гуны проходят четыре стадии [развертывания]. Им соответствуют четыре состояния сампраджната самадхи. Первая [стадия] ― вишеша ― ментальное состояние витарки. Это состояние особого опыта. Второе состояние ― отсутствие чего бы то ни было особого ― астральное состояние, называемое вичара самадхи. В нем опорой для ума является авишеша. Третье состояние, называемое ананда, связано с причинным сознанием лингаматры. Четвертое ― называется асмита самадхи и представляет собой атмическое состояние, связанное с алингой. Оно лишено всякого признака.
    Витарка является первым состоянием гун. В нем существует различие [объектов], и это различие нами осознается. Это первое состояние гун. Второе состояние предполагает отсутствие различий, и здесь имеет место полное сплавление [определенного класса) объектов. Оно называется авишеша, а самадхи ― вичара. В третьем состоянии есть только простой признак, видимый с помощью самьямы через полный контроль объекта посредством ума. Здесь мы видим прототип объекта, т. е. его сущность. Существенная природа этого объекта видима как некий признак. Признаки различны для различных объектов. Когда вы видите признак в этом более глубоком состоянии сознания, вам следует знать, что вы находитесь в ананда самадхи. В конечном состоянии гун, когда вы полностью установлены в высшем состоянии сверхсознания (асмите), признаки совершенно отсутствуют. Здесь сознание целиком входит в другую область. За пределами этого находится зона нирбиджа самадхи.
    Итак, существуют четыре стадии гун, которые в соответствии с состоянием нашего сознания могут быть более грубыми или более тонкими. Следует помнить, что [природой] гун обладает также и сознание, которое изменяется по мере того, как происходит процесс инволюции.

  • Гуны получают свое разделение в созерцателе; из него же они черпают свою энергию. Их стадии различимая и неразличимая, дифференцированная и недифференцированная.
    Айенгар Б. К. С.

    Комментарий

    Эта сутра рассматривает сущность природы (пракрити) и выделяет следующие друг за другом стадии ее проявления: наиболее специфичную и определенную, неспецифичную и неразличимую и, наконец, недифференцированную и универсальную.

    8

    Чтобы выйти за границы пракрити, необходимо знать ее географию и составляющие ее элементы. Мы также должны понимать, как воздействуют на пракрити гуны и как они видоизменяют ее. Таким образом мы постигаем внутренний закон, управляющий природой в любой, даже самой тонкой ее форме.

    Природа (пракрити) состоит из космического разума (махат), который обладает тремя качествами: светом (саттва), действием и движением (рад-жас) и инерцией (тамас). Влияние гун постоянно меняется, и именно оно задает форму нашей жизни на протяжении всего цикла рождений, именно благодаря ему в соответствии с качеством наших прошлых действий и полученного опыта меняются наши характерные черты. Пракрити проявляется также и в пяти элементах: земле, воде, огне, воздухе и эфире; ее энергия присутствует в пяти тонких проявлениях запаха, вкуса, формы, осязаемости и звука.

    Индивидуальным соответствием космического разума (махат) является сознание, читта. К читте относятся ум (манас), который оперирует информацией, поступающей через органы чувств, а также стимулами в форме вибрации; разум (буддхи), который является способностью различения; и эго, маленькое, индивидуальное «я» (ахамкара) человека. Кроме того, человек обладает скрытым, запрятанным глубоко внутри орудием — «совестью» (антахкарана, дхармендрийя), которая является вместилищем этических и нравственных принципов. Антхакарана разделяет в поведение человека и его побуждениях благое и неблагое и помогает возделывать читту, ориентируя ее на совершение правильных действий.

    Существуют также пять органов восприятия — уши, язык, глаза, нос, кожа, и пять органов действия — руки, ноги, рот, репродуктивные органы и органы выделения.

    Все вышеперечисленное является принципами пракрити. Пять элементов, разум, чувства восприятия и органы действия различимы, т. е. представлены в конкретной физической форме. Остальные принципы, к которым относятся пять тонких проявлений элементов и сознание «я» (ахамкара, антахкарана и асмита) неразличимы и существуют лишь в форме вибрации, являясь материей не первичной и неразвернутой. В то же время каждый принцип вращается вокруг трех гун природы — тамаса, раджаса и саттвы.

    Принципы (таттвы) различимых элементов (вишеша) вызывают к жизни изменения, которые могут быть приятными, неприятными и вводящими в оцепенение (состояние притупленной чувствительности). Неспецифичные принципы (авишеша таттвы) относятся к непроявленной материи. Как только пракрити переходит от неспецифичной стадии к специфичной, происходит творение. Этот процесс называется правриттимарга.

    Во время обратного процесса, нивритти марги, специфичное растворяется в неспецифичном, неспецифичное — в природе (см. 1.45), а природа — в универсальном духе (пуруше).

    Растворение природы в духе — это божественное слияние, осуществить которое можно посредством йоги.

    (См. III.13, таблицу 9).

Другие направления