Сутра 20. Определение видящего

  • Видящий — это чистое знание (гнозис). Хотя и чистый, он смотрит на представленную ему идею через посредство ума.
    Бейли
  • Только сознание способно видеть, оно чисто, но его видение окрашено интеллектом.
    Вивекананда (новый перевод)
  • Зрящий есть только разум и, хотя чист, видит сквозь окраску сознания.
    Вивекананда (старый перевод)
  • «Зрителем» является абсолютное сознание, и благодаря чистоте оно является познающим познания.
    Ганганадха
  • То, что воспринимает, не подвержено никаким изменениям. Но воспринимает оно всегда посредством разума.
    Десикачара (Кришнамачарьи)

    Комментарий

    Что есть то, что воспринимает?
    Следовательно, на качество восприятия влияет состояние разума, являющегося инструментом восприятия. Имеет ли место восприятие или нет, правильное оно или нет, - зависит от конкретного проявления разума. Подобно тому, как на цвет объекта влияет цвет стекла, через которое мы смотрим.

  • Зрящий есть только зрение, но хотя он и абсолютно чист, им видимы модификации буддхи.
    Загуменнов
  • Зритель есть не что иное, как способность видения; хотя и чистый, [он] воспринимает [всё] содержание сознания.
    Островская и Рудой
  • Зрящий — сущность зримого. Он чист [по своей природе], хотя и смотрит[на мир] через наложение [на сознание впечатлений].
    Ригина
  • Видящий (Пуруша) есть только сознание зрения, которое, хотя и является чистым, видит посредством изменений разума.
    Свенсон
  • Созерцающий существует в виде разума, который хотя и чист, но видит всё через окраску интеллекта.
    Фальков
  • Видящий есть только чистое сознание, но, несмотря на свою чистоту, он появляется, чтобы видеть через ментальное представление.
    Свами Сатьянанда Сарасвати

    Комментарий

    Эта и следующая сутра важны, так как содержат [основополагающие положения] философии санкхья. Все, что является предметом опыта, познания, есть дришья. Это может быть некая форма или звук, мысль или сновидение, или сон. Крик маленького ребенка, разговор или смех молодого человека, мысль старика ― все это дришья. Оно [видимое] всегда изменяется, и поэтому также изменяется его познание. У цивилизованного человека познание происходит на более высоком уровне, чем, например, у маленького ребенка или... тигра, или кого-то еще. Знание [остается] одним и тем же, касается это змеи, тигра или цивилизованного человека, но во всех этих случаях существует различие в проявлении этого знания, т. е. в дришье.
    Драшта есть видящий ― тот, кто познает дришью. Познание не будет происходить, если нет субъекта, а есть только объект. В Брихан Араньяк упанишаде приводится диалог между мудрецом Яджнавалкьей и Майтрейей. Мудрец спрашивает, что если нет субъекта в более высоком состоянии самадхи, то кто и кого будет видеть, кто и чей будет ощущать запах? Знание появляется, когда существуют оба: субъект и объект. Там, где есть только один из двух, не может быть знания. Видящий в йоге ― это чистое сознание. Оно не может быть видимым, и его невозможно испытать на опыте. Он [видящий] очень чист и видит через ментальные представления.
    Если вокруг лампы имеются цветные предметы, то, глядя со стороны, мы знаем, что там есть свет, но мы не можем познать свет как он есть. Подобным образом пуруша чист, но благодаря пратьяе выглядит нечистым.
    Пуруша появляется, чтобы заглядывать в мир через ментальные представления, такие, как рага, двеша, ненависть и т.п. Когда вы тщательно удаляете их, свет может проявить себя более ясно, и, в конце концов, когда удаляется последняя пелена, свет сияет в своем первоначальном блеске. В действительности свет не изменился, но удалено скрывающее его препятствие. В этом заключается [суть] отличия [от других подходов], которые касаются познания. На свет не оказывалось влияние, он только выглядел различным благодаря пратьяе. Таким образом, для того чтобы прояснить факты, которые познаются, всегда необходимо удалить ментальные представления, т. е. пратьяи. Точно также, как вода, содержащаяся в банках различного цвета, выглядит окрашенной, подобным образом, благодаря различным пратьяям, кажется, что пуруша обладает сознанием. Точно, как вода, хотя и чиста, выглядит окрашенной из-за цветного стекла, таким же образом пуруша, хотя не имеет никаких качеств, выступает как обладающий знанием. Пуруша ― это чистое сознание без чего бы то ни было еще, но кажется, что он находится под влиянием пратьяй счастья, авидьи, смерти, рождения.

  • Созерцатель — это чистое сознание. Он свидетельствует природу, но не зависит от нее.
    Айенгар Б. К. С.

    Комментарий

    Разъяснив феномен природы, Патанджали подвел нас к постижению души, Высшего созерцателя, того, кто обладает абсолютным знанием. Созерцатель — это чистая эссенция сознания. Его нельзя описать словами. Хотя душа чиста, она зрит через своего посредника — разум (буддхи) и, отвлекаемая природой, теряет саму себя.

    Предыдущая сутра проливала свет на сущность природы и различимых объектов. Здесь же Патанджали раскрывает природу созерцателя, природу души (пуруша). Атма, драшта и дришиматрах — это определения, описывающие внутреннюю природу созерцателя.

    Разум затуманивает сознание. В результате оно начинает отождествлять себя с истинным созерцателем и забывает о душе. Однако если разум сохраняет свою различающую силу, сознание остается неокрашенным. А чистое сознание не затмевает созерцателя.

    Разум, будучи природой проявленной, подвержен постоянным изменениям, иногда сознательным, но чаще неосознаваемым. Он находится во власти саттвы, раджаса и тамаса, в то время как созерцатель, пуруша, свободен от воздействия пракрити, неизменен и извечно сознателен (см. I.3, IV.22).

    9

Другие направления