Сутра 18. Свойства природы
- 1. Бейли
- 2. Вивекананда (новый перевод)
- 3. Вивекананда (старый перевод)
- 4. Ганганадха
- 5. Десикачара (Кришнамачарьи)
- 6. Загуменнов
- 7. Островская и Рудой
- 8. Ригина
- 9. Свенсон
- 10. Фальков
- 11. Свами Сатьянанда Сарасвати
- 12. Айенгар Б. К. С.
-
У воспринимаемого три качества — саттва, раджас и тамас (ритм, подвижность и инерция); оно состоит из элементов и органов чувств. Использование их производит опыт и возможное освобождение.Бейли
-
Познанное через опыт включает в себя элементы и органы восприятия, является по природе просветлением, действием и инертностью, существует же для того, чтобы познающий, накопив опыт, достиг освобождения.Вивекананда (новый перевод)
-
Испытываемое состоит из элементов и органов и по своей природе просветленное, деятельное и инертное; его назначение — приобретение опыта и освобождение [испытывающего].Вивекананда (старый перевод)
-
То, что видно, является природой «освещения», «деятельности» и «инерции»,оно состоит из материальных субстанций (бхута) и органов чувств (индрия)и служит цели Опыта и Освобождения (Бхога и Апаварга).Ганганадха
-
Всё, что воспринимается, включает не только внешние объекты, но и разум и чувства. Все они обладают тремя свойствами: инертностью, активностью и ясностью. Им свойственно воздействие двух типов. Подвергнуть воспринимающего своему влиянию или предоставить средства различения между ними и собой.Десикачара (Кришнамачарьи)
Комментарий
Что отличает объекты восприятия от того, что воспринимает? Следующая сутра объясняет.
Все, что воспринимается, имеет способность демонстрировать три вышеупомянутых свойства, но они разнятся по интенсивности и степени. Природа их воздействия на нас рассматривается в дальнейших сутрах. -
Зримое обладает природой света, движения и инертности, состоит из «элементов» и индрий и имеет назначением обретение опыта и освобождения.Загуменнов
-
Видимое обладает природой ясности, деятельности и инерции, [оно] по своей сути — «[великие] элементы» и органы чувств и имеет объектом опыт и освобождение.Островская и Рудой
-
Зримое — [служащее] для наслаждения и освобождения — сущность органов чувств (Индрий) и стихий (Бхут). Оно [имеет] свойство устойчивости,активности и проявленности.Ригина
-
Видимый объективный мир состоит из элементов и чувств, имеет природу познания, действия и покоя и служит целям опыта и осознания (освобождения).Свенсон
-
Созерцаемое состоит из элементов и частей, оно по природе своей просветленно, деятельно или инертно, и его назначение состоит в получении опыта и освобождении.Фальков
-
Видимое (дришья) имеет свойства «света», активности и стабильности; этоСвами Сатьянанда Сарасвати
Комментарий
Видимое имеет три качества, а именно: пракаша, крийя и шхити. Это три гуны, и говорится, что видимое создано из трех гун. Элементы и органы чувств вместе составляют дришью. Оно [видимое] имеет две цели, а именно: опыт и освобождение. Дришья ― это то, что видимо. Под видимым понимается не только видимое глазами, но [воспринимаемое] всеми чувствами, такими, как осязание, слух и т. д. Видение, слышание и т. д. означает познание посредством какого-либо органа чувств. Все это, а также мышление вместе составляют испытание на опыте. Мышление имеет четыре разновидности, то есть: познание через думание, через рассуждение, через память и четвертое ― просто через некое ощущение [предчувствие]. [Испытание на опыте] включает работу соответственно манаса, буддхи, читты и ахамкары. Итак, дришья означает то, что познается посредством разнообразных средств.
* Имеется в виду свойство природы (саттвы) «высвечивать» объекты, в результате чего они обнаруживаются. (Прим. пер.)Драшта же означает субъекта, который познает. Познание не ограничивается состоянием бодрствования. Оно может продолжаться даже во сне или в медитации. Вы можете познавать как сознательно, так и подсознательно. Итак, дришья включает все объектные проявления, весь мир. Оно означает пракрити и все познаваемые объекты. Драшта же есть видящий ― субъективное проявление*.
* Говоря о субъектном проявлении, следует иметь в виду, что речь идет о зарождении и развитии идеи некоего трансцендентного начала. По сути мы имеем дело с неким «отражением» его в мире пракрити. Сам же пуруша принципиально не может быть проявлен по определению. (Прим. пер.)
Пракрити имеет три свойства, а именно: саттву ― это пракаш, раджас ― это активность и тамас ― стабильность. Пракрити составлена из этих трех качеств. В науке под ними понимают вибрацию, движение и инерцию. Мы должны понимать, [как работают] три гуны, если хотим познать универсальные свойства природы. Вибрация ― это пракаша или саттва, которая обладает неким видом ритма. Движение ― это раджас и инерция ― тамас. Ритм может быть проиллюстрирован на примере парада на плацу, когда солдаты маршируют в такт. Движение можно представить как передвижение в толпе, происходящее в разных направлениях, ― это раджас. Третье ― тамас ― это стоячая толпа, которая практически не движется. Таким образом, ритм, движение и инерция есть физические свойства природы. В философии санкхья они известны как саттва, раджас и тамас. Когда существует гармония между раджасом, тамасом и саттвой, происходит развитие саттвы. Поэтому, саттва ― это некая вещь, а эффект от гармонизации остальных двух принципов: движения и инерции в своей собственной природе. Таким образом, гармония раджаса и тамаса дает начало саттве. По своей природе пракрити состоит из элементов и органов чувств. Элементы пяти видов: земля, вода, воздух, огонь и эфир. Органов десять; из них пять органов действия и пять органов познания. Кроме того, существуют четыре интегрирующих органа, называемых: манас, буддхи, ахамкара и читта. Все это вместе является проявлением пракрити или дришьей. В конечном итоге для пракрити существует две цели: это опыт и освобождение пуруши. Драшта видит дришью, пребывающего в мире, и, таким образом, в [течение] жизни испытывает многочисленный опыт. В конце концов, когда развивается высшее сознание, происходит освобождение. -
Природа и три ее качества, саттва, раджас и тамас, а также то, во что они разворачиваются — элементы, ум, чувства восприятия и органы действия, существуют вечно, служа созерцателю как для услады, так и для освобожденияАйенгар Б. К. С.
Комментарий
Компонентами видимого, объективного мира являются элементы природы и чувства восприятия, которым присущи три качества, три атрибута (гуны): свет, движение и действие и, наконец, инерция, состояние бездействия. Все они существуют вечно ради того, чтобы служить созерцателю (субъекту), дабы тот мог как насладиться земными удовольствиями и окунуться в страсти (объекты), так и познать вкус освобождения.
Эта сутра дает характеристику природы (пракрити) и описывает ее действия и цели. Три атрибута природы — это саттва, раджас и тамас. Смешиваясь друг с другом, они создают различные сочетания. Во взаимодействии с другими гунами саттва образует саттву в саттве (саттво-саттва), саттву в раджасе (сат-тва-раджас) и саттву в тамасе (саттва-тамас). Аналогично раджас делится на раджо-саттву, раджо-раджас и раджо-тамас, а тамас — на тамо-саттву, тамо-раджас и тамо-тамас. Согласно Патанджали, саттве, раджасу и тамасу соответствуют пракаша, крийя и стхити. Каждый из этих атрибутов обладает собственной добродетелью. Например, пракаша (блеск, сияние) — это саттва, крийя (изучение, исследование, действие) — это раджас, а сущность бытия, существующая как стхити, или состояние бездействия, — тамас.
Все эти атрибуты и добродетели присутствуют как в элементах природы, так и в чувствах, уме, разуме и эго. Все вместе они гармонично функционируют в форме света, действия и инерции, позволяя созерцателю как устремиться на встречу прелестям земной жизни (бхога), так и отвергнуть их ради освобождения.
Созерцатель окутан пятью оболочками (коши), которые соответствуют элементам природы — земле, воде, огню, воздуху и эфиру. Земля символизирует анатомическую оболочку, вода — физиологическую, огонь — ментальную, воздух — интеллектуальную, а эфир — духовную. Органы действия и чувства восприятия помогают садхаке очистить анатомическую и физиологическую оболочку посредством ямы и ниямы. Асана, пранаяма и пратьяхара избавляют созерцателя от ментальной оболочки, а дхарана и дхьяна очищают интеллектуальную оболочку. Самадхи выводит созерцателя за пределы всех кош, погружая его в полное блаженство и даруя абсолютную свободу (см. таблицу 8).
Комментарии (0)