Сутра 9. (V) Абхинивеша ― цепляние за жизнь
- 1. Бейли
- 2. Вивекананда (новый перевод)
- 3. Вивекананда (старый перевод)
- 4. Ганганадха
- 5. Десикачара (Кришнамачарьи)
- 6. Загуменнов
- 7. Островская и Рудой
- 8. Ригина
- 9. Свенсон
- 10. Фальков
- 11. Свами Сатьянанда Сарасвати
- 12. Айенгар Б. К. С.
-
Интенсивное желание чувствующего существования — это привязанность.Бейли
-
Цепляние за жизнь естественно для всех, и даже у учёных сильно это чувство.Вивекананда (новый перевод)
-
Привязанность к жизни проникает саму её природу и присуща даже мудрому.Вивекананда (старый перевод)
-
То [Препятствие], которое течёт само по себе и хорошо известно мудрецу [и не мудрецу], называется «Стремлением к жизни» (Абхинивеша).Ганганадха
-
Страх является врождённым чувством беспокойства по поводу предстоящего. Ему подвержены и мудрые, и невежественные.Десикачара (Кришнамачарьи)
Комментарий
Этот синдром может иметь разумное обоснование в прошлом опыте, но может быть и абсолютно иррациональным. Это состояние не исчезает, даже если мы знаем о неминуемости смерти. Эта помеха - одна из наиболее труднопреодолимых.
-
Врожденная и глубокая привязанность к жизни, присущая не только невежде, но даже мудрому, проявляется как страх смерти.Загуменнов
-
Самосущая жажда жизни возникает даже у мудрого.Островская и Рудой
-
Привязанность к жизни проистекает из самой жизни и укоренилась даже в мудрецах.Ригина
-
Бесконечная жажда жизни обладает такой силой, что усваивается даже мудрыми.Свенсон
-
Закрепощённость — это любовь к жизни, которая, даже будучи изучена, всёравно остаётся в силе.Фальков
-
Абхинивеша — это желание жизни, поддерживаемое своей собственной силой, которое господствует даже над наученным [опытом].Свами Сатьянанда Сарасвати
Комментарий
Даже люди, наученные [опытом], страшатся смерти. В равной степени [с остальными] они имеют сильное желание жизни. Это верно и по отношению к философу, и мыслителю, и неспециалисту. [Привязанность к жизни] можно видеть в каждом, поэтому это называется сарасавахи, т. е. естественная сила, присущая каждому. Она ассоциируется с каждым перевоплощением. «Видушах» означает ученый или мудрый. Эти люди также не свободны от нее. В детстве [страх смерти] пребывает в дремлющем состоянии. Когда мы становимся старше, он возникает временами, [особенно когда] мы видим, как умирают другие. Время от времени он может возникать без видимых причин. В возрасте между 35 и 45 он бывает [чаще] и усиливается в течение последней части жизни. [Таким образом, с возрастом] страх смерти возрастает. Следует помнить, что это одна из наиболее преобладающих клеш. Процесс инволюции [клеш] прямо противоположен процессу эволюции. Он начинается с абхинивеши, затем двеша, рага, асмита, авидья и, наконец, авидья. Это есть путь движения назад. Преодолевать клеши следует начинать с абхинивеши и затем подниматься к авидьи.
Воистину абхинивеша ― это всеобщее свойство. [Жажду жизни] вы обнаружите в [любом] живом существе: в насекомом, обезьяне или птице, среди людей богатых и бедных, грамотных и неграмотных. Вы найдете эту клешу в скрытом, дремлющем или активном состоянии. В скрытом состоянии она пребывает у саньясинов. В тех, кто достиг вивеки, она находится на гране умирания.
В большинстве же людей вы обнаружите ее в наиболее активном состоянии. В большей степени, вплоть до паники, [она проявляется] в тех, кто страдает от болезней. Эта паника возникает благодаря абхинивеше.
В индусских писаниях говорится, что абхинивеша существует благодаря привязанности к телу. Если эту привязанность уменьшить [путем перевода] из активного состояния в потенциальное, тогда страх смерти может быть сведен к минимуму. -
Самосохранение и привязанность к жизни – наиболее тонкая форма страдания, присущая даже мудрецам.Айенгар Б. К. С.
Комментарий
Любовь к жизни питается самой жизненной силой. Стремление сохранить свою жизнь настолько сильно, что не щадит даже мудрецов. Поэтому цепляние за жизнь – источник страданий как для ученых мужей, так и для невежд. Нетрудно представить, насколько привязанность к жизни сильна в обычном человеке, если даже высоко образованные, сведущие люди порой не в состоянии совладать с нею.
Патанджали говорит о том, что каждый человек уже почувствовал вкус смерти и запомнил его. Этот след является источником страха.
Абхинивеша – это инстинктивный человеческий недостаток, который путем йогической практики можно обратить в интуитивное знание, развить из него способность проникать в суть вещей.
Занимаясь асанами, пранаямой или дхьяной, садхака проникает в глубины самого себя. Он постигает единство потока разума и познает течение энергии своей самости. Он начинает осознавать, что жизнь и смерть – лишь две стороны одной медали. Он понимает, что, пока жив, его жизненная сила (поток его самости) активна, а когда умирает, она растворяется во вселенной. Осознание этого освобождает садхаку от привязанности к жизни, и он одерживает победу над страхом смерти. Таким образом, он избавляется от страданий и приближается к кайвалье.
Авидья – первопричина страдания. Будучи детищем авидьи, абхинивеша тоже порождает боль. Осознав единство жизни и смерти, ученик избавляется от авидьи и отныне пребывает в спокойствии и умиротворении (см. III.10 и IV.10).
Комментарии (0)