Сутра 6. (II) Асмита ― тождество «я»

  • Чувству личности причиной отождествление познающего с инструментами познания.
    Бейли
  • Эгоизм — это отождествление видящего с инструментом видения.
    Вивекананда (новый перевод)
  • Ложное самосознание есть отождествление зрящего с орудием зрения.
    Вивекананда (старый перевод)
  • Самосознание (Асмита) — это кажущаяся идентичность Способностей Воспринимающего и Способности Восприятия.
    Ганганадха
  • Отношение к умственной деятельности как к единственному источнику восприятия, приводит к неправильному отождествлению.
    Десикачара (Кришнамачарьи)

    Комментарий

    Ментальные отношения меняются в зависимости от настроения, привычек и окружения. Однако неким непостижимым образом мы часто полагаем, что они являются постоянным (и неизменным) источником ощущений. (См. 2-20.)

  • «Эго» — ложное отождествление способности зрения со зрящим.
    Загуменнов
  • Эгоизм есть [кажущаяся] тождественность обеих способностей [чистого]видения и инструмента видения.
    Островская и Рудой
  • Эгоизм — отождествление зрящего с инструментом зрения.
    Ригина
  • Эгоизм есть отождествление способности познания с инструментом познания.
    Свенсон
  • Ложное самоосознание — это отождествление познающего [разума] с инструментом познания [телом, органами чувств].
    Фальков
  • Асмита — это тождество, как если бы оно было, пуруши с буддхи.
    Свами Сатьянанда Сарасвати

    Комментарий

    Осознание «Я есть» смешивается с опытом, с телом, действиями и умом. Это как если бы принц в одеянии нищего отождествлял себя с персонажем роли, которую он играет. Это асмита. Когда внутреннее сознание, представляющее высшую истину человека, утверждает себя через посредничество тела, буддхи и органов чувств, это есть асмита. Она имеет различные стадии. У простого человека с неразвитым интеллектом асмита коренится в отождествлении с телом. Интеллектуально развитая личность отождествляет себя с ее высокими функциями ума. Итак, асмита это сознание, которое отождествляет пурушу с его средством, как, например, когда мы говорим, что автобус идет, в действительности мы имеем в виду, что автобус управляется водителем. Буддхи ― это средство, и органы чувств ― то же самое. Атман или пуруша не занимается познанием. Энергия видения, мышления и слышания принадлежит пуруше, но эта энергия передается буддхи и органам чувств. Эта концепция смешивания [понятий] называется асмита. Это шакти ― энергия пуруши совершает мышление, видение и т.д., но она перемещается в средство и, кажется, как будто глаза видят и т. д. да пуруша реализован, то нет отождествления его с телом или с интеллектом. Но мы [обычно] не осознаем этот факт, и эта неосознанность есть асмита. В Кенопанишаде очень ясно говорится, что существует энергия самости (атмы), посредством которой уши слышат, глаза видят, прана движется м мыслит. Ум не знает атмана, но все, что он знает, ― только благодаря атману. Эти мантры Кенопанишады ясно показывают различие между энергией познания (дригшакти) и средством (даршанашакти).
    Энергия видения не может быть осознана, даже если изучать философию или слушать великих ученых и т. п. В реальном опыте даже философы и мыслители отождествляют пурушу с телом и буддхи, поэтому невозможно преодолеть асмиту через интеллект. Это может быть сделано только посредством медитации. В медитации случается, что вы можете видеть нечто, что приходит вне вас. У Раманы Махарши был этот тип опыта в очень молодом возрасте. Он видел в медитации свое мертвое тело, а также он видел себя, наблюдающего свое собственное мертвое тело. Таким образом, было три человека: мертвое тело, видящий это и тот, кто видит этого видящего. Итак, асмита ― это смешение вместе этих двух или даже трех принципов. Большинство из нас пребывает в асмите, и поэтому в этой сутре говорится, что этот особый аспект асмиты есть не иное, как «Я есть». Это «Я есть» ― отождествление атмана с более низкими принципами.
    Есть одна история об Индре и Вайрочане, которые были царями соответственно богов и ракшасов (демонов). Оба они пришли к Праджапати, чтобы получить инструкции. Им было дано два великих поучения, а именно ахам Брахмасми (Я есть Брахман) и татвамаси (ты есть То). Вайрочана ошибочно применил ахам к своему телу и, в конечном счете, благодаря [своей] асмите был разрушен.
    Индра медитировал на действительном значении мантры и стал счастлив. Поэтому, если вы в состоянии идти выше в медитации, пересекая авидью, вы можете осознать действительную природу пуруши. Тогда преодолеваются пределы асмиты.
    Это возможно двумя методами: первый ― мощный, но трудный метод дхьяны, другой ― аналитический метод джняна йогов, который был применен Индрой. Но этот метод требует очищения сердца и интеллекта. Таким образом, асмита, которая является ответвлением авидьи, может быть преодолена.

  • Эгоизм суть отождествление созерцателя со способностью видеть, которая является лишь средством.
    Айенгар Б. К. С.

    Комментарий

    Отождествление инструментов познания, к которым относятся чувства восприятия, разум и эго (ощущение индивидуального «я»), с чистым созерцателем суть эгоизм, идея индивидуальности.
    Хотя между созерцателем (атмой) и зримым существуют различия, в процессе видения зримое (ум) представляется чистым созерцателем. Такое слияние происходит под воздействием асмиты.
    Садхака должен понимать, что созерцатель (атма) и инструмент, при помощи которого он видит (буддхи), не одно и то же. Если они сливаются друг с другом и работают как единое целое, опыт становится реальным. Ум и чувства по сути своей лишь инструменты атмы, однако, начиная отождествлять себя с истинным созерцателем, как если бы тот был проявлен и очевиден, они создают противоположности, и в результате созерцатель и зримое разделяются. В этом и проявляет себя асмита.
    (Чтобы понять, о каких противоположностях идет речь, см. II.17, II.21–23, III.36. Подробнее об асмите см. IV.4.)