Сутра 1. Порядок [выполнения] садханы

  • Йога действия, ведущая к единению с душой — это огненное устремление,духовное чтение и преданное служение Ишваре.
    Бейли
  • Аскетизм, прилежание и посвящение Богу плодов труда есть крия-йога.
    Вивекананда (новый перевод)
  • Самообуздание, изучение и посвящение плодов труда Богу называется Крийя Йога.
    Вивекананда (старый перевод)
  • Аскетизм (простота), Самообучение (Свадхьяя) и Преданность Высшему Богу — это составляет «Йогическую Дисциплину» (Крия Йога).
    Ганганадха
  • Упражнения йоги должны уменьшить ментальную и физическую нечистоту. Они должны развить нашу способность к самоисследованию и помочь нам понять при окончательном анализе, что мы не являемся хозяевами всех своих поступков.
    Десикачара (Кришнамачарьи)

    Комментарий

    Если упражнения йоги не помогают нам убрать симптомы и причины наших физических и ментальных проблем, они не смогут привести к раскрытию нашей внутренней сущности и пониманию природы действий. При таких обстоятельствах упражнения не будут приносить пользу. Чем больше мы очищаем себя с помощью йоги, тем больше мы понимаем, что все наши действия должны систематически перепросматриваться и мы не должны воспринимать результаты наших действий как нечто само собой разумеющееся.

  • Тапас, свадхьяя и ишвара-пранидхана составляют крия-йогу.
    Загуменнов
  • Подвижничество, самообучение, упование на Ишвару есть йога действия.
    Островская и Рудой
  • Аскетизм, изучение [йоги] и делание Ишвары побудителем всех своих поступков — это Крийя-йога (йога очищения).
    Ригина
  • Аскетизм, изучение священных текстов и посвящение поступков Ишваре составляют йогическую дисциплину.
    Свенсон
  • Подготовка к Йоге [Крийа-Йога] состоит в самосовершенствовании, самопознании и посвящении плодов Богу.
    Фальков
  • Тапас, свадхьяя и Ишвара прашдхана составляют крийя йогу.
    Свами Сатьянанда Сарасвати

    Комментарий

    Буквально слово «тапас» означает гореть, создавать жар, производить энергию. Обычно тапас переводится как аскетизм, суровость, искупление, но в действительности оно означает процесс, который полностью удаляет отпечатки, «окалину» с внутри находящейся личности. В Бхагавад Гите говорится, что огонь джняны сжигает весь запас кармы, что означает, что он сжигает накопленные кармы, текущие кармы и кармы, которые уже принесены в жертву. Нагарджуна говорит, что семя, когда оно не обожжено, способно давать начало многим семенам и растениям. Таким же образом, когда читта не освобождена от самскар, она способна произвести еще больше самскар, тел и перерождений. Поджаренное или обожженное семя становится неспособным производить. Иногда загрязнение небольшое и требует очень незначительного очищения, но когда авидья слишком велика, становится необходимо подвергнуть материальные отпечатки воздействию огня. Тапас ― это садхана, которая очищает чрезвычайно загрязненный ум, ум, полный авидьи. Тапас также означает сохранение жара и энергии. Он даже создает физический жар, как в пранаяме. В контексте данной сутры слово «тапас» используется в очень высоком значении. В сутре 32 этой главы слово «тапас» также встречается. Там оно означает элементарную садхану. В этой же сутре слово «тапас» используется не в смысле аскетизма или искупления, а в смысле генерирования некоего вида жара. Этот жар может генерироваться пранаямой, хатха йогой, мудрами и бандхами, концентрацией ума, брахмачарьей или ахимсой. Это не только физическое тепло, это в то же время жар праны, ментальный жар, духовный жар. Он имеет психическую природу.
    Когда вы хотите избавиться от плохой привычки, чем больше желание ликвидировать ее, тем более сильной она становится. Когда вы отбрасываете ее в бодрствующем состоянии, она приходит в снах. Если остановить ее в снах, она будет проявлять себя в вашем поведении, иначе она будет порождать болезнь. Эта особая привычка должна быть разрушена в ее психическом корне, не только на сознательном уровне. Должна быть также ликвидирована самскара или комплекс. Для этого требуется некоторый вид психической активности, такой, как пранаяма или ахимса, который искоренит ее даже из слоев подсознания. Слово «тапас» следует понимать в этом смысле.
    Слово «свадхьяя» также нуждается в пояснении. Этимологически оно означает самоанализ или самоизучение, но, кроме этого, оно используется и в смысле изучения писаний, таких как Бхагавадгита или Библия. Последнее значение используется в сутре 32.
    В данной же сутре слово имеет несколько другое значение. Здесь оно означает попытку воспринимать свою собственную самость в различных перспективах. Когда вы смотрите в зеркале на свой нос зубы, это называется свадхьяя вашего собственного лица, т. е. детальное изучение. Точно также свадхьяя означает детальное изучение вашей собственной самости, которое представляет собой изучение целостной структуры вашей личности, включающей психический, ментальный, эмоциональный и духовный аспекты. К восприятию самости ведут различные практики крийя йоги. Это процесс видения вашего собственного сознания. Если вы пытаетесь вызвать восприятие психического запаха, вы воспринимаете себя в форме запаха. Это свадхьяя, в которой вы смотрите на свое собственное сознание.
    Таким образом, в этой сутре слово «свадхьяя» не означает изучение писаний или выполнение джапы. Риши Патанджали использует данное слово в различных местах с различным значением. Аналогичная ситуация с Ишвара пранидханой. Обычно она означает вверение себя Богу, но здесь она означает размещение [себя] полностью в самом глубоком осознании, т. е. полное помещение вашего сознания во внутреннем осознании или слияние с ним. Ишвара ― это внутреннее осознание. Это не личная самость, находящаяся где-то вовне. Она внутри, и в крийя йоге у вас есть крийя, в которой ум отдается полностью в распоряжение внутренней самости. Крийя йога означает практическую йогу ― йогу с практическими техниками. Она включает действия по самоочищению, самонаблюдению и развертыванию самосознания. Эти три действия и составляют крийя йогу. Поясняя далее, можно сказать, что это определенные крийи, производящие и сохраняющие жар, крийи, которые включают осознание себя, и крийи, с помощью которых ум помещается в распоряжение вашего внутреннего сознания. Крийя йога ― это один из методов раджа йоги. Поскольку не принято подробно писать о крийя йоге, риши отводит ей только одну сутру.

  • Практика, исследование себя и изучение священных текстов, осуществляемые с рвением и пылом, а также капитуляция перед Господом являются йогическими действиями.
    Айенгар Б. К. С.

    Комментарий

    Для Патанджали практика йоги суть «йога действия», или крийя-йога, которая подразумевает тапас, самодисциплину, свадхьяйю, изучение себя, и Ишвара пранидхану, сдачу на милость Господа.
    Тапас – это страстное желание огнем устранить любое загрязнение с тела, чувств и ума. Свадхьяйя предполагает повторение священных мантр и изучение духовных писаний ради постижения собственной сути. Ишвара пранидхана – это любовь к Господу, в которой мы сдаем на милость Всевышнего свое тело, ум и душу.
    Многие толкователи полагают, что садхана пада не представляет особого интереса для продвинутых йогинов и предназначена исключительно для новичков. На самом деле это не так, поскольку осуществлять садхану должен каждый. Бесцельное блуждание в мире наслаждений является лишь проявлением колеблющегося сознания, свойственного даже возвышенным душам. Крийя-йога помогает нам обрести абсолютное спокойствие, и путь этот доступен каждому.
    Итак, садхана пада наставляет не только новичка, но и посвященного, еще больше приближая его к заветной цели.
    Крийя-йогу, путь, ведущий к совершенству, составляют три дисциплины. Они помогают очистить тело, речь и ум человека. Тело очищается путем самодисциплины (тапас), речь – посредством изучения себя (свадхьяйя), а ум – в любви к Господу и через капитуляцию перед Ним (Ишвара пранидхана).
    Эта сутра определяет три великих пути: карму, джняну и бхакти. Путь действия (карма-марга) предполагает дисциплину (тапас) тела, чувств и ума. Путь знания (джняна-марга) – это полное изучение себя (свадхьяйя), которое начинается с осознания кожи и заканчивается постижениям ядра своего существа (и наоборот). Путь любви к Господу (бхакти-марга) подразумевает полную сдачу на милость Всевышнего.
    Садхана пада раскрывает нам эти три пути в самом их источнике. Первый путь символизирует жизнь, второй – мудрость. Третий путь, подразумевая капитуляцию эго, рождает покорность и смирение, которые зажигают лучезарный, не ведающий печали свет Ишвары, Всевышнего.

Другие направления