Сутра 18 (19). Читта не самоосвещаемая

  • Поскольку это может быть увидено или воспринято, то очевидно, что ум не является источником просветления.
    Бейли
  • Будучи объектом, ум не имеет собственного света.
    Вивекананда (новый перевод)
  • Сознание, будучи объектом, не имеет собственного света.
    Вивекананда (старый перевод)
  • Он (Ум) не может быть самосветящимся, поскольку он воспринимаем.
    Ганганадха
  • Кроме того, разум является частью того, что воспринимается, и не имеет собственных возможностей постигать.
    Десикачара (Кришнамачарьи)

    Комментарий

    Разум виден через его проявления так же, как видимы внешние объекты, тело и чувства. Само его существование зависит от Воспринимающего.

  • Он не обладает собственным светом, ибо является объектом зрящего.
    Загуменнов
  • Оно не освещает самоё себя по причине свойства быть объектом восприятия.
    Островская и Рудой
  • Эти [сознания] не являются самосветящимися (не есть «зрящим», так как все состояния сознания — это «зримое», «освещённое» для «самосветящегося»Пуруши).
    Ригина
  • Читта (сознание) не обладает собственным светом, как это может быть узнано[через посредство Пуруши].
    Свенсон
  • Сознание не самоосвещаемо, ибо оно тоже объект.
    Фальков
  • Та читта не самоосвещаемая, потому что она есть предмет познания и восприятия.
    Свами Сатьянанда Сарасвати

    Комментарий

    Солнце светит само по себе, но луна не является самоосвещаемой. Подобным образом самоосвещаема душа, но не читта. Когда йог живо воспринимает различные сферы читты в процессе различных состояний самадхи, тогда читта становится предметом восприятия, познания. Пуруша же [всегда] неизменен.
    В момент, когда ум разворачивается вовнутрь и выходит за пределы органов чувств, вы осознаете, что пуруша есть нечто отличное от читты. Пуруша ― [то, что] освещает читту. Пуруша не осознается через ум. Для того чтобы осознать его, ум как целое полностью отделяется и выбрасывается из области опыта. В то время как обычный человек при познании зависит от своих индрий или ученый ― от своих приборов, йог зависит от высшей способности самопознания. Только после того, как изменяющийся инструмент познания, т.е. читта, ликвидируется, пуруша может быть осознан. Поэтому высшее существо или пуруша не является предметом познания посредством ума, но есть предмет познания самим собой. Вся садхана йоги есть ни много ни мало [процесс] осознания пуруши и представляет собой последовательность упразднения более низких форм, более низких средств осознания.
    Хотя пуруша освещает сам себя, он не воспринимаем читтой.

  • Являясь познаваемым объектом, сознание не может излучать собственный свет.
    Айенгар Б. К. С.

    Комментарий

    Сознание можно рассматривать как объект. Оно познается и воспринимается. В отличие от созерцателя, оно не сияет собственным светом.

    Будучи ростком созерцателя, сознание – его рост и способность излучать свет – обусловливаются семенем и светом созерцателя. Свет сознания можно уподобить свету луны, который, по сути, – отраженный свет солнца. Созерцатель – это солнце, а сознание – луна. Подобно тому как ребенок чувствует свою силу и защищенность в присутствии родителей, сознание, дитя созерцателя, черпает у того свои силы.
    Сознание, как и чувства восприятия, обычно видит объект, а не его собственную форму. Для обычного человека при восприятии окружающих объектов созерцатель, видящий – это глаза. Для интеллектуально развитого человека глаза становятся объектом видения, а ум – созерцателем. Для просветленного ум и разум становятся объектами сознания. Но для знающего, мудрого созерцателя воспринимаемым объектом становится само сознание.
    Созерцатель может быть одновременно и субъектом, и объектом. Сознание – нет. Отсюда вывод, что сознание не имеет собственного света. Когда отраженный свет сознания возвращается к своему источнику, созерцатель, или душа, сияет ослепительным светом.
    (См. II.19–20.)

Другие направления