Сутра 17 (18). Пуруша знает ум

  • Владыка ума, воспринимающий, всегда осведомлён о постоянно активной умственной материи, причине, производящей следствие.
    Бейли
  • Состояния ума всегда известны, ибо повелитель ума — пуруша — не подвластен переменам.
    Вивекананда (новый перевод)
  • Состояния сознания всегда известны, ибо господин сознания неизменен.
    Вивекананда (старый перевод)
  • [Для такого человека, чей Ум сам является «объектом» познания] функции Ума всегда известны; поскольку Душа, которая является Хозяином этого,неизменна.
    Ганганадха
  • Ментальные проявления всегда известны Воспринимающему, который неизменен и является хозяином разума.
    Десикачара (Кришнамачарьи)

    Комментарий

    Что есть то, что видит? Это разум?

    Разум не может функционировать без могущества Воспринимающего. Разум изменяется, Воспринимающий - нет. Разум обладает свойством инертноcти, а Воспринимающий - нет.
    Следовательно, Воспринимающий отслеживает все ментальные активности.

  • Функции ума [см. I, 2] всегда познаваемы их владыкой — пурушей, [что происходит] вследствие его неизменности.
    Загуменнов
  • Содержания деятельности сознания всегда известны их господину, ибо свойство изменяться к Пуруше не относится.
    Островская и Рудой
  • Неизменный Пуруша всегда знает состояния сознания, ибо он их повелитель.
    Ригина
  • Изменения читты (сознания) всегда известны по причине неизменности её владыки, Пуруши.
    Свенсон
  • Функции сознания всегда известны, ибо они пронизаны единым духом.
    Фальков
  • Пуруша — господин читты — неизменен, поэтому он всегда знает видоизменения ума.
    Свами Сатьянанда Сарасвати

    Комментарий

    Пуруша никогда не меняется, он постоянен, хотя все остальное изменчиво. Мир времени и пространства, качеств и знаний и т.д. претерпевает постоянное изменение. Но это изменение имеет постоянный, неизменный задний план, постоянную основу, которой является душа. Поэтому, что бы ни имело место в читте, автоматически известно душе, потому что она ― госпожа читты.

  • Пуруша суть вечное сияние и неизменность. Он – хозяин ума, и посему ему известны настроения и модальности сознания.
    Айенгар Б. К. С.

    Комментарий

    Господин сознания суть созерцатель. Он постоянен и неизменен, не колеблется и не преображается.

    Находясь в глубоком сне, сознание забывает самое себя. Именно пуруша, будучи свидетелем, сообщает пробужденному уму, что тот спал. Это говорит о том, что пуруша извечно пребывает в состоянии бдительности и осознанности (сада джнята). Садхака познает бдительность пуруши, лишь очистив свое сознание и освободив его от возникающих мыслей и накладываемых ими ограничений. Тогда садхака, ищущий, становится созерцателем.
    Созерцатель осознает свое сознание и его неоднородность. Он семя и корень, сознание суть росток. Его стебель – сознание «я» (асмита), которое разветвляется в эго, разум и ум. Созерцатель, будучи семенем и корнем сознания, наблюдает происходящие в нем изменения и трансформации.
    (См. II.17, 20, 22–24; IV.30.)